МУЗЕЙ - УСАДЬБА «ПЕТРОВСКОЕ»

Виртуальная экскурсия

Карта - схема Петровского

Карта - схема Пушкинского Заповедника

Петровское - родовое имение предков А.С. Пушкина Ганнибалов, связанное с интересом и уважением поэта к истории своего рода, истории российского государства, нашедшим отражение в его творчестве.

В 1742 дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого.

Для первоначального обустройства А.П. Ганнибал выбрал деревеньку Кучане (позднее Петровское), где был построен небольшой дом («дом А.П. Ганнибала»).

В 1782 году Петровское унаследовал Петр Абрамович Ганнибал - двоюродный дед Пушкина - прожив в нем безвыездно с 1782 по 1819 годы. В это время строится большой господский дом («дом П.А. Ганнибала»), усадьба приобретает тот вид, который застал Пушкин. Поэт встречался с П.А. Ганнибалом, интересуясь историей своего рода, тесно переплетенной с историей России.

С 1822 по 1839 годы хозяином имения был двоюродный дядя Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал, после смерти которого Петровское становится собственностью помещицы К.Ф. Компанион и наследуется ее дочерью К.Ф. Княжевич. Новые владельцы в основном сохранили планировку усадьбы, но в 1918 году имение было сожжено.

В 1936 году территория усадьбы Петровское была включена в состав Пушкинского заповедника.

Археологическое исследование усадьбы было проведено в 1952 году. В основу проекта восстановления «дома П.А. Ганнибала» были положены обмеры фундамента дома и фотографии фасада дома начала XX века.

В июне 1977 года состоялось открытие музея Петровское, который включил в себя «дом П.А. Ганнибала» и мемориальный парк с Грот-беседкой.

В 1999 - 2000 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции музея-усадьбы «Петровское». Значительно изменился облик усадьбы. На старом фундаменте воссоздан «дом А.П. Ганнибала».


Дом-музей А.П. Ганнибала

Мемориальный дом прадеда великого поэта Абрама Петровича Ганнибала воссоздан на старом фундаменте.

Рассказ об Абраме Петровиче Ганнибале в этом новом музее знакомит с жизнью главной ганнибаловской вотчины на псковщине в самом ее истоке.

Флигель обставлен типологически, поскольку мебели из Петровского и личных вещей Ганнибала почти не сохранилось. В экспозиции представлены предметы мебели и убранства XVIII в., портреты и гравюры, предметы прикладного искусства, характерные для того времени.

Рассказ начинается с приемной-прихожей - служебной комнаты, где хозяева принимали приказчика, вели дела по устройству усадьбы, по управлению своими деревнями. Здесь представлены портрет графа Б.Х.Миниха (гравюра Е.Чемесова с ориг. П.Ротари); карта Псковской губернии XVIII в.; сундук-укладка дорожный сер. XVIII в.; стол русской работы в голландском стиле наборного дерева нач. XVIII в.; ларчик-теремок с двойной крышкой 1 пол. XVIII в.; чернильница походная нач. XVIII в.; счеты XVIII в..

Далее посетители проходят в комнату Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов.

Комната из двух половин: это и спальня, и кабинет, разделенные кроватью с балдахином ( в манере того времени). Здесь представлена мемория рода Ганнибалов - икона "Спас Нерукотворный" (к. XVII - нач. XVIII вв).

Здесь также экспонируются портрет Петра I (гравюра Е. Чемесова с ориг. Ж.-М.Натье. 1759); портрет царицы Елизаветы (гравюра Е. Чемесова); вид окрестностей г. Тобольска (гравюра Оврея к.XVIII в.); патент царицы Елизаветы на чин А.П.Ганнибалу генерал-майора (1742, копия); кубок стеклянный с вензелем царицы Елизаветы, XVIII в.; библия на немецком языке, (1690 г., перевод Лютера).

В следующей за тем детской рассказывается о воспитании и обучении детей в семье Ганнибалов. Здесь представлены: сундук (к. XVI - нач.XVII вв. западноевропейской работы); деревянные детские игрушки крестьянской работы; макет корабля-парусника, XVIII в.; две пушечки-мортирки XVIII в..

В нижнем этаже дома размещается кухня-поварня. По-видимому, она была устроена на европейский манер: с шатровой печью, как это принято было в домах вельмож. В кухне-поварне семья и обедала. Здесь же могли принимать и угощать обедом гостей. Кухня-поварня интересна как своеобразный музей быта XVIII века.

Здесь представлены стол обеденный дубовый XVIII в.; буфет орехового дерева 1750 г.; посуда медная, оловянная, керамическая, стеклянная и деревянная; предметы быта, найденные при археологических раскопках фундамента данного флигеля - изразцы, посуда, точеные (или резные) по кости детские игрушки, трубки глиняные и другие экспонаты.


Дом-музей П.А. и В.П. Ганнибалов

Экскурсия в большом доме продолжает рассказ о Ганнибалах, начатый во флигеле А.П. Ганнибала. В 1817 г., по окончании Лицея, Пушкин именно здесь познакомился с двоюродным дедом Петром Абрамовичем Ганнибалом и впоследствии бывал здесь при жизни его сына Вениамина Петровича Ганнибала. "Я чрезвычайно дорожу именем своих предков", - эти слова поэта организуют сюжетную линию рассказа в данном музее.

Экскурсия начинается в сенях. Здесь представлены герб Ганнибалов (увеличенная гипсовая копия с печатки А.П. Ганнибала), фрагмент схемы "Родословное древо Ганнибалов - Пушкиных - Ржевских".

В приемной начинается рассказ о П.А. Ганнибале (1742-1826), ставшем хозяином Петровского по раздельному акту 1782 года. Здесь представлены завещание А.П. Ганнибала 1776 г., межевой план владений П.А. Ганнибала 178 (копия), фотографии усадьбы из журнала "Столица и усадьба", 1914 г.; фрагмент обшивки кресла, принадлежавшего П.А. Ганнибалу (вышивка шелк., золот. и серебр. нитями, 70-80 гг. XVIII в.). В двух витринах экспонируются материалы археологических раскопок 1969 и 1999 гг. в с. Петровском - предметы быта, посуда, слон-талисман, монеты первой половины XVIII в..

В кабинете П.А Ганнибала ведется рассказ о П.А. Ганнибале как хранителе фамильных реликвий: документов, архива, инструментария А.П. Ганнибала, книг по геометрии, фортификации, астрономии, предметов оружия XVIII в.. Здесь представлены мемориальные вещи - печатка А.П. Ганнибала (слоновая кость, серебро, стекло); "Минея" 1768 г. на сентябрь с вкладной записью А. Ганнибала для Воскресенской церкви в Суйде, книга Д. Кантемира "Систима, или состояние мухамеданской религии" СПб, 1722 г.. Экспонируются шкаф-витрина с оружием XVIII в.; коллекция медалей XVIII в.; портрет Екатерины II. (копия XIX в. с ориг. И.-Б.Лампи).

Под портретом на столе размещены "Жалованная грамота" царицы Елизаветы А.П. Ганнибалу о пожаловании ему Михайловской губы 1746 г. (копия), Письмо Екатерины II А.П. Ганнибалу 1765 г. (копия), письмо Великого Князя Павла Петровича Ивану Ганнибалу сент. 1775 г. (копия). В экспозиции представлены барельеф Петра I (чугун, худ. Растрелли), инструментарий XVIII в..

Обстановка гостиной соответствует времени 1820-1830 гг., когда хозяином дома был внук А.П. Ганнибала - Вениамин Петрович.

В гостиной находятся рояль "Штурцваге" 1839 г., ваза фарфоровая для цветов из семьи Ганнибалов (в горке), портрет А.С.Пушкина (неизв. худ. 1830 гг.).

В кабинете Вениамина Петровича Ганнибала ведется рассказ о В.П. Ганнибале (1780-1839), двоюродном дяде поэта, соседе и приятеле семьи Пушкиных, поклоннике таланта Пушкина, хлебосоле и музыканте.

В обстановке комнаты мебель первой трети XIX в., икона Иоанна Предтечи, портрет Александра I (копия XIX в. с ориг. Виже-Лебрен 1800 г.), шкатулка для чая В.П. Ганнибала красного дерева, портрет Павла Исаковича Ганнибала (миниатюра, копия с ориг. неизв. худ., 1-я четв. XIX в.).

Согласно планировке конца XVIII - начала XIX вв., барская спальня завершает анфиладу комнат. Экспозиция "барской спальни" с типичным для нее убранством осматривается из дверного проема.

В парадной зале продолжается рассказ о происхождении и воспитании Абрама Ганнибала русским царем Петром I, участии Ганнибала в сражениях Северной войны, ганнибаловской теме в творчестве Пушкина. Здесь представлены портрет Петра I (неизв. худ. XVIII в.), "Полтавская баталия" (гравюра XVIII в.), "Битва при Лесной" (гравюра худ. Лярмессена, нач. XVIII в.), портрет двоюродного деда поэта Ивана Абрамовича Ганнибала (копия с ориг. неизв. худ. XVIII в.), портрет Императрицы Елизаветы Петровны (гравюра И.А.Соколова с портрета худ. Каравака, 1746), "Путешествие Екатерины II"(неизв. худ. с гравюры худ. Демейса. XVIII в.), бюст Екатерины II худ. Ф.Шубина.

Литературная экспозиция, расположенная в трех вертикально-горизонтальных витринах в коридоре, закрепляет все сказанное в экскурсии, иллюстрирует отражение интереса поэта к роду Ганнибалов в его стихах и прозе.


Петровский парк

Научное обследование и изучение в натуре Петровского парка специалистами позволяют датировать его основательное устройство не ранее 1786 г., т.е. при двоюродном деде поэта Петре Абрамовиче Ганнибале. К настоящему времени парк сохранил следы планировочных решений и единичные насаждения, начиная с 1750-х гг. и до начала XX в..

Знакомство с парком начинается с верхней зеленой террасы перед фасадом дома П.А. и В.П. Ганнибалов.

Вблизи дома А.П. Ганнибала просматривается фрагмент двойной граничной липовой аллеи - одной их тех, которые выполняли роль защитных зеленых стен. В этой части парка сохранились его старейшины - два мощных вяза и липа, которые росли еще при А.П. Ганнибале. На второй террасе расположен дерновый круг с липовыми боскетами, который огибает главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-грот. Под прямам углом главную липовую аллею пересекают большая липовая аллея и аллея карликовых лип.

В конце большой аллеи находится "зеленый кабинет" (любимое место отдыха П.А. Ганнибала). Боковая аллея карликовых лип переходит в "зеленый зал". Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи - две горки ("парнасы") с дорожками в виде улитки. Одна из дорожек обсажена липками. От беседки-грота открываются прекрасные виды на окрестности, Михайловское, Савкину горку.


Петровское - взгляд сверху. Видео Всеволода Пежемского