ПУШКИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
представляет новый проект
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «ПЕТРУШКИНА БАЛОВНЯ»

Художественный руководитель Михаил Гаврилов

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»



В представлении участвуют - Михаил Гаврилов, Марина Мариненко, Ирина Егорова, Алена Иванова

Куклы для спектакля, ширма, реквизит изготовлены сотрудниками Ремесленного центра Пушкинского Заповедника с использованием старинных технологий лоскутного шитья, верховой набойки.

«Репка»


«Колобок»


«Чудный остров»

Спектакли проходят в Доме мельника, в «Музее-мельнице в д. Бугрово». На спектакль принимаются группы от 10 до 40 человек, по предварительной заявке (тел. 8 (81146) 21815)

Первое упоминание о кукольном представлении в России, снабженное иллюстрацией, относится к началу XVII века. Изначально – это, конечно, народная кукольная комедия. Всем нам знакомый с детства Петрушка. В Петрушечной комедии, которую показывал один скоморох (в музыкальном сопровождении гудка или дудки, на которой играл второй человек), он надевал на себя юбку с обручем в подоле, затем поднимал обруч кверху, закрывая голову, и из-за этой самодельной занавески показывал представление. Исполнялись такие сценки двумя кукольниками или одним, говорившим за обоих. Позже кукольники стали инсценировать многие русские бытовые сказки и песни.

Русский народный кукольный театр и его представления неотделимы от стихии народных праздников. Праздник был и одним из его истоков, и стихией, и атмосферой, и питательной средой, и, наконец, периодом жизни.

Ярмарочное кукольное представление А. С. Пушкин мог видеть на Святогорской ярмарке. «…Громадный ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца. Поднимался ярмарочный флаг, купцы раскладывали свои товары, цыгане выводили на показ лошадей, балаганщики готовили представления и карусели…»1 . Балаган — временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений, получившее распространение на ярмарках и народных гуляниях. Зазывалы и кукольники были непременным атрибутом ярмарочных театров и его первым планом. Балаганы смотрели не только крестьяне и простые горожане, но также помещики, дворяне2. Можно предположить, что кукольные представления в Святогорье и окрестностях проходили и намного ранее. «…В лето 7083 (1585) Иван Грозный приказал направить на Псковщину московских писцов Григория Иванова Мещанинова да Ивана Васильева Древнина "писати Псков и его пригороды"». Писцы подробно описали Воронич, его улицы и посады, усадьбы и лавки, храмы и дом осадного головы, «зелейный» (пороховой) погреб, богатые дома. Они упомянули и пивную и винную варницы, двор кабацкий, дом тиунский (суд) и даже дыбу для преступников и некоего «петрушкина баловня». То ли это был шутовской вертеп, то ли кукольный театр, мы точно сказать теперь не можем»3. Если удастся доказать, что это название относится именно к кукольному театру, то это будет первое упоминание в России. Дело за исследователями.

Интересны упоминания существования на территории Псковской губернии вертепных представлений.

Вертеп - народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII — начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.

Представление делилось на две части: религиозную и бытовую. Со временем религиозная часть сокращалась и приобретала местный колорит, а репертуар расширялся и вертеп превратился в народный театр.

Здесь показателен пример Торопецкого вертепа (Псковская губерния), описанного М. И. Семевским, в 1863 г. Комедию разыгрывал кукольник Василий Михайлов — «мещанин, ремеслом башмачник»: «Это худощавый, с русой бородой и плутовскими глазами человек лет тридцати... Избушка его стоит на одной из глухих улиц, но по вечерам во все святки до крещения, а потом по воскресеньям и каждый вечер на масленице ее легко найти; над ней высоко горит фонарь»4. В избе играет скрипка. Публика платит за вход по копейке и занимает в избе места. Сама изба разделена занавеской на две части: на одной стоят скамейки для зрителей, на другой — два скрипача и стол с прорезями, как у вертепа. Собственно истории Рождества в этом представлении не было. Оно состояло, в основном, из комических коротких сцен на темы жизни селения. В конце спектакля вертепщик обращался к зрителям с просьбой не судить его строго и с поздравлением народа с праздником.

Торопецкий вертеп уже существенно отошел от принципов традиционной вертепной драмы. Вместо двухэтажного ящика-домика остался лишь стол с прорезями для вождения кукол. Полностью исчезла религиозная часть. Однако вертеп и представления с участием Петрушки – это народный, самодеятельный театр.

Профессиональные же театральные представления с участием кукол и масок в России появились при царе Алексее Михайловиче. Официальная театральная жизнь российского государства конца XVII – начала XVIII вв. прошла под знаком «вольных англо-немецких комедий». В основном это были заезжие из Европы театры. Они разыгрывали пьесы: «Егориева комедия», «Комедия о Давиде с Голиафом», «Комедия о Бахусе с Венусом», спектакли о Фаусте — «Иоанн Фауст доктор, чернокнижник и преступник», и «Дон-Жуан, или Каменный гость». Эти пьесы шли не только в столицах, но и в Одессе, Севастополе, Харькове, Казани, Саратове, Воронеже. Пьеса театра кукол о Доне Жуане пользовалась успехом у российской публики еще в первой половине XVIII столетия. Сюжет о Доне Жуане до настоящего времени остается любимым для кукольников всего мира.

Таким образом, репертуар заезжих кукольных театров в России XVIII в. был достаточно обширен и знакомил российских зрителей со всем спектром достижений европейской драматургии театра кукол. Искусство играющих кукол, его драматургия стали в России настолько популярны, что к концу первой трети XVIII века о них появились первые основательные теоретические статьи.

Удивительно разнообразен был театр кукол в России XIX века. В это время искусство театра кукол активно проникло в семейную среду, искусство играющих кукол активно заявляет о себе на российских ярмарках, гуляньях. Традиции домашнего и народного театра кукол в России того столетия стали так сильны, что почти никто из известных, прославивших впоследствии свое имя драматургов, писателей, поэтов, ученых, художников в детстве или юности не избежал встречи с театром кукол. Среди них: А. Бестужев-Марлинский, А. Герцен, Д. Григорович, Н. Полевой, А.И.Панаев А. Бенуа, С. Аксаков, М. Лермонтов, В. Соллогуб, Л. Толстой, Ф. Достоевский, К. Станиславский, Н. Гумилев, А. Блок, А. Толстой, А. Ремизов, К. Бальмонт, А. Белый и многие другие.

Любительские кукольные спектакли устраивались и в домах Л. Толстого, С. Аксакова, А. Герцена, В. Соллогуба, В. Серова, В. Поленова, которые сочиняли для них пьесы. Это способствовало формированию и становлению профессиональной русской драматургии. Театр кукол был одной из любимых детских забав М. Ю. Лермонтова.

_______________________________________

1 А. М. Савыгин. Пушкинские Горы/ Фотопутеводитель. Москва «Советская Россия», 1986. – с 42.

2 По материалам:
Короткова М. В. Балаганы и вокзалы // Традиции русского быта. Энциклопедия. — М.: Дрофа-Плюс, 2008.
Юрков С. Е. Балаган в России XVIII-XIX вв // Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI-начало ХХ вв.). — СПб.: Летний сад, 2003.

3 Гейченко С. С. У Лукоморья. Рассказывает хранитель Пушкинского заповедника. Лениздат,1977

4 Семевский М. И. Торопец. // Библиотека для чтения, 1863, № 12. С. 15 – 18.



Дата создания: 11.12.2015 10:20
Дата обновления: 22.01.2017 10:20