Живопись В. П. Кранца из фондов Пушкинского Заповедника
К 100-летию художника

Карта сайта

Все виртуальные выставки

Владимир Павлович Кранц (1913 - 2003) – русский советский художник, живописец, пейзажист. Член Ленинградской организации Союза художников РСФСР с 1972 года; с 1992 - Санкт-Петербургского Союза художников.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Павловича Кранца. Он относится к плеяде послевоенного поколения художников, которых ввёл в музейную летопись Михайловского С. С. Гейченко и которыми написана эта послевоенная пейзажная история заповедника.

В собрании изобразительного искусства нашего музея хранится коллекция пейзажей Владимира Павловича Кранца, 45 работ. Большая часть их была подарена после персональной выставки художника, состоявшейся в залах Петровского дома-музея в 1979 году. Художник принёс, как он пишет, «свой скромный дар – сорок четыре живописных полотна, отражающих природу дорогих всем нам славных мест».

Владимир Павлович Кранц родился в 1913 году, в Моздоке, в 1940 году окончил архитектурный Ленинградский инженерно-строительный институт. С 1957 года - участник многочисленных выставок. Мастер лирического пейзажа. Основной жанр, в котором работал художник, - культурно-исторический ландшафт. Первая персональная выставка состоялась в 1964 году, всего их было семь. Работы хранятся в частных и музейных собраниях нашей страны и за рубежом.

Семён Степанович Гейченко в 1980 году писал о художнике: «Картины Кранца лиричны, задушевны. Они радуют сердца всех людей – и молодых, и старых. Природа нашего края, «красою вечною сияющая», воспета художником в самых разных моментах её бытия, во все времена года. В полотнах его «зримо» звучат осенние, весенние, зимние мотивы лирики Пушкина».

С того времени прошло более тридцати лет. За эти годы пейзажи В. П. Кранца не раз экспонировались на выставках в Пушкинском заповеднике, Москве, Пскове, представляя наше собрание изобразительного искусства, показывая Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь людям никогда здесь не бывавшим или тем, кто однажды посетил «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». И неизменно михайловская пейзажная серия находила лирический отклик в душах зрителей. Художника отличала удивительная способность передавать в красках состояния природы. В его картинах «роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле», и «лето красное», и «прозрачные» весенние леса.

О. Н. Сандалюк, хранитель фонда ИЗО Пушкинского Заповедника

Alternative content

Get Adobe Flash player

Basic HTML version