DOCTYPE html PUBLIC "-//W3C//DTD XHTML 1.0 Transitional//EN" "http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional.dtd"> «Сельцо Михайловское и его обитатели в объективе Виктора Ахломова». Виртуальная выставка.


«Сельцо Михайловское и его обитатели в объективе Виктора Ахломова»
Виртуальная выставка к 110-летию С.С. Гейченко и 75-летию В.В. Ахломова



ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

15 марта 2013 года исполнилось 75 лет фотографу Виктору Васильевичу Ахломову, известному своей работой репортёром в «Известиях», лауреату многочисленных отечественных и международных премий, признанному фотомастеру, классику российской фотографии. А для нас он еще и своего рода «внештатный сотрудник» Пушкинского Заповедника, внесший значительную и неповторимую лепту в летопись музея. Свидетельством тому – более сотни фотографий, а теперь еще и почти 3,5 тысячи негативов, хранящихся в музейном собрании.

До сих пор знакомство сотрудников и посетителей музея с творчеством В.В. Ахломова происходило на авторских выставках, организуемых в Заповеднике. Те из них, которые прошли в 1976, 1978, 1986 гг., давно принадлежат истории. От них остались переданные в фонд неповторимые авторские отпечатки, скромные каталоги да скупая музейная документация.

После значительного перерыва сотрудничество с фотомастером возобновилось, и в результате в Научно-культурном центре Пушкинского Заповедника прошли две авторские выставки из его личной коллекции, а третья - из собрания музея. На первой - «Поэзия портрета» (2009) - зрители смогли познакомиться с великими, выдающимися, известными деятелями нашей культуры – Анной Ахматовой, Д.С. Лихачевым, П.Г. Антокольским, А.А. Тарковским, Б.Ш. Окуджавой, Е.В. Колобовым и другими, увиденными «золотым глазом» ахломовского объектива. Всего - 34 фотографии с автографами портретируемых автору снимка из уникальной домашней коллекции. На второй - «Пушкинский праздник поэзии в фотографиях Виктора Ахломова» (2010) – малым числом из 20 снимков удалось, как нам кажется, передать атмосферу будней и праздников Пушкинского Заповедника 1960-х – 1980-х годов. Ставшие уже историческими репортажи о Всесоюзных (ныне Всероссийских) Пушкинских праздниках поэзии (Ахломов их снимает с 1968 года) или других знаковых событиях музея сочетались естественно – как в жизни автора – с образцами художественной фотографии, выстраивая единый сюжет. При этом в репортаже проступала художественная завершенность образа, а художественная фотография прочитывалась как документ истории. Такова, по-видимому, природа настоящего мастерства.

На выставке 2010 года фотографии были подобраны по тому принципу, что отличает, скажем, книгу стихов от собрания стихотворений. Читатель знает, как порою таинственно соединяются они между собою в книге, аукаясь друг с другом, поддерживая, проливая дополнительный свет и обнаруживая новые оттенки первоначального смысла. Так же была устроена и фондовая выставка «Мое Михайловское. Виктор Ахломов» (2011), посвящённая 100-летию организации первого музея в сельце Михайловском.

Литературные ассоциации при обращении к творчеству Виктора Ахломова неслучайны. Как, наверное, неслучайно, что его первое появление в пушкинском Михайловском, ровно 45 лет назад, пришлось на Праздник поэзии. С тех пор он сделался частым гостем Заповедника, добрым знакомым его постоянных обитателей и гостей. Его любовь к этой земле, к поэтическому слову, к Поэзии внятна, действенна, убедительна. Вот и новый проект обращён и в сторону истории (отметим, истории ЛИТЕРАТУРНОГО музея), и в сторону литературы - своим названием, тематическим подбором фотографий, разбивкой «текста» на «главы», эпиграфами к ним… Наконец, сквозным сюжетом, где главный герой - Семён Степанович Гейченко, чьё 110-летие мы отмечаем в этом году. А ещё проект принадлежит одновременно жанру выставки (в данном случае виртуальной), жанру исследования и научной публикации. Он воспроизводит, публикует и комментирует часть (120 ед. хр.) музейного собрания негативов В.В. Ахломова, поступивших в фотонегафонд Пушкинского Заповедника от автора в 2010 – 2011 гг. Они датируются 1968 – 1986 гг. и отражают не столько историю музея, сколько историю отношений с ним фотомастера Виктора Ахломова. Следует учесть, что в музей переданы далеко не все связанные с Пушкиногорьем материалы. Этим, главным образом, объясняются заведомая неполнота и прерывистость сюжета, немногочисленность видовых снимков и принцип отбора персонажей.

При этом объем исходного материала огромен. Сначала предполагалось отобрать 75 работ, затем 111, и, наконец, остановились на цифре 120. Этакий прицел на следующий юбилей С.С. Гейченко. Или 75 + 45 = сумма двух юбилеев В.В. Ахломова: со дня рождения и со дня первого приезда в Михайловское. А тематически хотелось показать и Праздники поэзии, и лирические кадры окрестностей Михайловского, и типажи местных жителей, и лица тех, кто работал рядом с Семёном Степановичем, но, как правило, оказывался за кадром. И ту атмосферу праздника, веселья, СОБЫТИЯ, которая всегда возникала вокруг этого безмерно талантливого человека. И жизнь его семьи - насколько она малым краешком попадала в объектив, - и друзей, и фотографов - особый вид друзей, которые работали и тогда, когда все остальные наслаждались общением или дурачились. А иногда какой-то кадр просто завораживал, и сам просился в компанию к другим, своею красотой и совершенством требуя публикации. Мы старались выбрать очевидные авторские удачи, за исключением случаев, когда фотограф, несмотря на заведомо невыгодные условия съемки, старался сделать кадр, имеющий явное историческое значение.

Где и когда бы ни рождались, чему бы ни посвящались работы Ахломова, они, как и положено мастеру, в себе несут, сохраняют, передают Время. Время, вроде бы захлопнутое, по словам Беллы Ахмадулиной, «ловушкой снимка», но, слава Богу, не остановленное, пульсирующее, рождающее личные переживания, ассоциации, воспоминания и надежды. А нам, сотрудникам музея, ещё и дарящие радость встречи с интересным материалом, открывающим разностороннюю перспективу серьёзной исследовательской работы. Возможности же виртуальной выставки не только значительно, в том числе географически, расширяют зрительскую аудиторию. Они позволяют составителям надеяться на сотрудничество с теми, кто захочет помочь своими замечаниями, исправлениями и дополнениями в части, касающейся сведений об изображённых на снимках персонажах. Будем также признательны за личные воспоминания, документальные и прочие свидетельства о том времени, о сельце Михайловском и его обитателях, за посильный вклад в изучение нашей с вами общей истории.

Ирина Парчевская
Елена Ступина

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ВЫСТАВКЕ

СВЕДЕНИЯ О ПЕРСОНАЛИЯХ


Карта сайта

Все виртуальные выставки