Виртуальная выставка
«Коллекция фарфора из фондов Пушкинского Заповедника»

Карта сайта

Все виртуальные выставки

Коллекция предметов, изготовленных из фарфора, в собрании Пушкинского Заповедника насчитывает около трехсот единиц хранения. Бoльшую часть коллекции составляет столовая и чайная посуда ХIII – первой трети ХIХ вв., предметы дворянского быта различного назначения: вазы декоративные, вазы–ароматницы, трубки курительные, статуэтки, чернильные приборы, стаканы для перьев и карандашей, тарелки настенные, флаконы туалетные, подсвечники, перочистки, пудреницы. Имеются в коллекции изделия из фарфора, изготовленные и в более позднее время – второй половине ХIХ – конце ХХ вв.: пластины декоративные с изображением пушкинских мест, яйца пасхальные, шкатулки и другие предметы.

Производство фарфора в России было налажено в середине XVIII века. В годы правления императрицы Елизаветы Петровны – открылся Императорский фарфоровый завод (ныне Санкт – Петербургский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова). Производство собственного фарфора расценивалась не только как открытие новой области русского искусства, но как государственное культурное дело. Примерно в это же время начинают открываться частные заводы и мастерские по производству фарфора. Как правило, каждый завод имел свою марку, которая наносилась на дно изделия с внешней стороны. Марка снабжалась конкретными сведениями, при изменении которых тотчас менялась и марка. Иногда, кроме фабричного клейма, фарфор нес на себе автограф мастера. Клейма были двух видов: подглазурные, наносимые на изделие до покрытия его глазурью, и надглазурные, которые ставились поверх глазури и закреплялись при помощи обжига в муфельных печах. Благодаря клеймам можно определить, где и в какой временной промежуток изготовлен предмет. Первая маркировка русского фарфорового изделия, изготовленного на Императорском фарфоровом заводе, относится к 1745 году.

В музейную коллекцию Пушкинского Заповедника входят фарфоровые предметы, изготовленные на различных российских заводах по производству фарфора: заводах Ф. Гарднера (открыт в 50-х гг. ХVIII в. в Вербилках Дмитровского уезда под Москвой); К. Мелли (конец ХVIII в., село Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии); А.Г. Попова (1811 г., село Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии); Петра Фомина (1806 г., д. Кузяева Богородского уезда Московской губернии); Кузнецовых (1812 г., Новохаритоново Бронницкого уезда Московской губернии); купцов Батениных (1812 г., Петербург); братьев Рачкиных (1820-е гг., д. Глебово Бронницкого уезда Московской губернии); братьев Тереховых и А.Л. Киселева (1820-е гг., Речицы Бронницкого уезда Московской губернии); А.Т. Сафронова (1820-е гг., д. Короткая Богородского уезда Московской губернии); Ф.В. Сабанина (вторая четверть ХIХ в., Владимирская губерния); М.С. Корнилова с братьями (1834 г., Петербург); братьев Гулиных (1830-е гг., Фрязево Богородского уезда Московской губернии); Якова Храпунова – Нового (1830-е гг., д. Кузяева Богородского уезда Московской губернии) и некоторых других.

Русский фарфор пушкинской эпохи довольно своеобразен. В первой трети ХIХ века появляется так называемый подарочный фарфор, который был особой гордостью владельцев и бережно хранился в шкафчиках, горках, под стеклом. Как правило, подобная посуда изготавливалась на заказ и украшалась аллегорическими изображениями, дарственными надписями, девизами, пожеланиями, портретными изображениями реальных лиц. Примером тому может служить чашечка, изготовленная на заказ к юбилею свадьбы Евпраксии Николаевны Вревской (в девичестве Вульф), приятельницы А.С. Пушкина из Тригорского.

В этот же период времени на фарфоровые изделия стали наносить модные картинки, разнообразные сюжеты и героев популярных литературных произведений, пейзажные виды и памятники, прославляющие Отечество. Иллюстрацией тому могут быть подарочная чашка с изображением Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт – Петербурге, воздвигнутой в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, и сувенирная тарелка с изображением Царскосельского Лицея.

Кроме русского фарфора в музейной коллекции Пушкинского Заповедника представлены изделия фарфоровых заводов Западной Европы - Англии, Франции, Германии, Голландии. Особую гордость составляет фарфор Севра (Франция), Мейсена, Ревала (Германия), английской фирмы «Коупленд», Берлинской мануфактуры.

Особую ценностью и интерес для нас в коллекции представляют мемориальные предметы. Это вышеназванная чашечка с изображением Е.Н. Вревской и чайная пара (завод Я. Храпунова-Нового), принадлежавшая, по легенде, отцу А.С. Пушкина Сергею Львовичу. Чашка с блюдцем поступили в Пушкинский Заповедник в 1965 году из Государственного Литературного музея (Москва). Две декоративные вазочки с ручной росписью, изготовленные в Италии, по преданию, были подарены А.С. Пушкиным тригорским друзьям. Вазочки были преподнесены в дар музею частным лицом в 1975 году. Чернильница в виде Амура, сидящего верхом на дельфине, бытовала в пушкинское время в имении Полотняный Завод (Калужская обл.), принадлежавшем родителям супруги поэта Натальи Николаевны. Изготовлена во второй половине XVIII в., завод неизвестен. Чернильницу подарил Пушкинскому Заповеднику в 1965 году житель Ленинграда.

Коллекция фарфора музея постоянно пополняется. Основной собирательской коллекционной задачей в соответствии с «Концепцией комплектования музейного фонда Пушкинского Заповедника» является приобретение подлинных предметов ХVIII – первой трети ХIХ веков, раскрывающих мир Пушкина, его отношения с современниками и историей. Этим принципом руководствуются сотрудники фондов и при пополнении коллекции фарфора.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. В. Борок, Т. Дулькина. Марки немецкого фарфора. М.: «Аксамит – Информ», 1999

2. В. Борок, Т. Дулькина. Марки европейского фарфора 1710 – 1950. М.: «Аксамит – Информ», 1998

3. Ив. Лазаревский. Среди коллекционеров. М.: «Аксамит – Информ», 1999

4. Марки российского фарфора 1744 – 1917. М.: «Знание», 1995

5. В.А.Попов. Русский фарфор. Частные заводы. Л.: «Художник РСФСР», 1980

6. М.А. Бубчикова. Русский фарфор пушкинской эпохи. М.: «Галарт», 1997

7. Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. Л.: «Художник РСФСР», 1968

8. В.И. Переятенец. Русский антиквариат. СПб.: «Паритет», 2003

О.В. Лукашова,
хранитель фонда декоративно–прикладного искусства



Кофейный сервиз «Эгоист» (6 предметов)


Вторая половина ХIХ в. Германия, Мейсенская мануфактура.
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом, роспись золотом.
Молочник - 11,5х8,7, чашка – 7,9х6, блюдце – d – 13,1, сахарница – 10,5х10, кофейник – 19,5х17, поднос – 37,2х31,7х2,7.

Кофейный сервиз (4 предмета).

1840 –е гг. Западная Европа
Фарфор, позолота
Кофейник – h – 28, d – 19, сливочник – 19,5х9, сахарница – 12х13, полоскательница – 20,7 – 9,5

Кофейник

1810 –е гг. Российский частный завод
Фарфор, позолота
20х15
Пять чашек
Первая четверть ХIХ в. Россия, завод Батенина
Фарфор, позолота
7х9,7

Кофейный сервиз (5 предметов)

Вторая четверть ХIХ в. Россия, завод А.Т.Сафронова
Фарфор, роспись, позолота
Кофейник – 18,7х8,5, молочник – 14х5,7, чашка – 10х8, блюдце – d – 13,6, сахарница – 12,5х9,5

Чайный сервиз (10 предметов, неполный)

Первая четверть ХIХ в. Россия, завод А.Г.Попова
Фарфор, роспись, позолота
Чашки – 7х5,6, блюдца – 14,7х3,5, сливочник – 17,3х12,7, чайник – 22х10,2/