Виртуальная выставка
«Авторские коллекции из собрания Пушкинского Заповедника
Сергей Кузьмич Фролов»

Карта сайта

Все виртуальные выставки

Сергей Кузьмич Фролов (1924 – 1998) родился в деревне Бакланка Вологодской области 24 сентября 1924 года.
С 1942 по 1947 гг. на фронте, участник сражения на Орловско-Курской дуге. Окончил войну на Дальнем Востоке.
С 1947 по 1952 гг. учился в Ленинградском художественно-промышленном училище (ЛВХПУ) им. В.И. Мухиной.
С 1952 по 1955 гг. преподавал живопись в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.
В 1955 году принят в члены Ленинградского отделения Союза художников.
Участник многочисленных выставок в различных городах нашей страны и за рубежом – Австрии, Франции, Германии, Японии. Работы художника находятся в музеях Петербурга, Пскова, частных коллекциях.

Творческая жизнь художника Сергея Кузьмича Фролова связана с Петербургом, при его жизни Ленинградом: здесь он учился, здесь сложился его талант живописца и акварелиста. Художник работал в жанрах пейзажа, тематической картины, портрета, натюрморта, но индивидуальность его проявилась более всего в жанре акварельного пейзажа. Это мог быть и городской, и сельский, и усадебный музейный пейзаж. Именно любовь к последнему жанру надолго связала творческую судьбу художника с Пушкинским Заповедником. В 1955 году Сергей Кузьмич Фролов впервые приезжает в Михайловское, а в 1964 состоялась его первая персональная выставка, на которой была представлена серия работ «По Пушкинским местам». «Безупречное владение техникой немало содействует цельности листа. Художник рисует карандашом, мелом, сухим соусом. Втирая соус в тонированную бумагу, акцентируя блики мелом, он добивается глубин и единства воздушной среды, сложных переходов светотени. Умение ощутить связь поэзии Пушкина с живописной природой Михайловского и Тригорского, сделать пейзаж одухотворённым – большая удача Фролова». Так писала о пушкинском цикле С.К. Фролова Т.В. Якирина в каталоге его выставки, посвящённой шестидесятилетию художника. На выставке в Тригорском были представлены 83 работы. Это была своеобразная художественная летопись Пушкинского Заповедника.

В 1972 году в Ленинграде в отделении Союза художников экспонировались пятьдесят работ С.К. Фролова, посвящённых памятникам старины; работа над этой темой продолжалась и позже: возникла серия акварелей, на которых запечатлён Псков с его древними храмами. Преобладание лирического начала в трактовке городского архитектурного пейзажа характерно было для манеры художника: «Псков как древняя порубежная крепость изображён в ряде акварелей в зимнее время. Убор из пышных снегов оттеняет лаконичный суровый характер архитектуры Кремля, церквей, палат именитых купцов. Лёгкими градациями красноватых, серых тонов художник передаёт сумрачное небо ранних зимних вечеров. Малиновые, синие рефлексы создают впечатление искристой лёгкости снежных покровов». Эта лирическая тональность присуща и тем акварелям, на которых изображён Святогорский монастырь в разное время года, но особенно трепетны и трогательны осенние акварельные зарисовки, на которых отдельные уголки монастыря: Пятницкие ворота, лестницы на святую гору, Покровский придел.

Усадебные пейзажи Тригорского, Михайловского, окрестностей, городища и деревни Савкино проникнуты тем же тихим удивлением перед красотой Божьего мира, особенно хороши осенние пейзажи, наполненные светлой грустью, ощущением уходящей жизни, мотивом, столь возлюбленным Пушкиным. Чистота, прозрачность акварельного письма, характерная для манеры художника, отражает удивительно спокойное тихое созерцательное отношение к окружающему миру.

В 2006 году в Пушкинском Заповеднике состоялась ещё одна персональная выставка, уже в память о художнике, творчество которого долгие годы было связано с музеем, через год был издан альбом в серии «Святогорская галерея». Многие работы были переданы в собрание заповедника вдовой С.К.Фролова Евгенией Ивановной Фроловой, хранившей после смерти мужа коллекцию его рисунков, набросков, акварелей, живопись. Благодаря ей в музее появились работы из псковской серии. Сергея Кузьмича Фролова можно назвать «поэтом неприметной вечности», «лёгкое дыхание» которой касается души зрителя благодаря мастерству и глубине, зрелости художника.


О.Н. Сандалюк, хранитель фонда изобразительного искусства


Библиография:
1. Сергей Кузьмич Фролов. Выставка произведений. Каталог. Ленинград «Художник РСФСР» 1986
2. Сергей Фролов. Графика (из коллекции музея-заповедника А.С.Пушкина). Сельцо Михайловское. 2007.

Alternative content

Get Adobe Flash player

Basic HTML version