Виртуальная выставка
«Коллекция бисера из собрания Пушкинского Заповедника»

Карта сайта

Все виртуальные выставки

Среди многообразного художественного творчества прошлого встречаются виды прикладного искусства, почти полностью исчезнувшие из обихода современного человека. К ним относятся изделия из бисера.

Бисер – мелкие круглые или многогранные шарики из цветного стекла, реже - металла, со сквозным отверстием для низания.

Техника изготовления бисера была освоена в Х веке в Венеции. Позже центры по изготовлению этих изделий появились в Богемии (Чехия), Германии, Англии, Франции. В России первая попытка получения бисера была осуществлена М.В. Ломоносовым первоначально в открытой им лаборатории (1748 г.), а затем на фабрике в Усть-Рудице в Копорском уезде Санкт-Петербургской губернии (1753 г.). Однако после смерти ученого лишь некоторые рецепты изготовления цветных стекол нашли применение на других стекольных производствах.

В Европе мода на бисерные изделия началась в ХVII веке, в Россию она пришла с некоторым опозданием – к концу ХVIII века. Как самостоятельный вид прикладного искусства бисерное рукоделие просуществовало недолго – до 70-80 годов ХIХ века. Расцвет этого вида искусства в нашей стране пришелся на 30-е годы ХIХ века. В это время бисер в больших количествах импортировался из Европы.

Вначале изготовлением бисерных изделий занимались дамы и барышни из привилегированных сословий, к середине ХIХ столетия с удешевлением бисера, этот вид рукоделия стал доступен и другим слоям общества. Работали с бисером воспитанницы институтов благородных девиц, крестьяне, очень много вышивали в монастырях.

Техника создания бисерных изделий была разной. Прежде всего, это вышивки. В ХVIII веке основной техникой вышивки было шитье в прикреп. Бисеринки нанизывались на нить, которая редкими поперечными стежками крепилась к основе. В этом случае никаких особых требований к материалу основы не предъявлялось. Позже вышивальщицы использовали в качестве основы преимущественно канву, а в работе пользовались особо тонкими иглами различной длины.

Бисерная вышивка использовалась, главным образом, для изготовления плоских предметов: настенных панно, плоских сумочек, кошельков, вставок в бювары, портмоне, записные книжки. При изготовлении объемного или круглого изделия использовали вязание крючком, реже – на спицах.

Другой метод бисерной техники - низание. Обычно его применяли для оплетки объемных предметов: шкатулок, сундучков, чернильниц, стаканов, бутылей.

Реже всего использовалось бисерное ткачество, поскольку данный метод довольно трудоемок и требует наличия ткацкого стана. Применялось оно, главным образом, для изготовления картинок.

Сюжеты и орнаменты для бисерных изделий были очень разнообразны. Рисунки рукодельницы чаще всего выбирали по схемам, печатавшимся в специальных изданиях по руководству изготовления предметов из бисера.

Выбор рисунка являлся задачей довольно сложной. Помимо эстетического наслаждения, он должен был нести смысловую нагрузку. Это условие почти обязательно для предметов, предназначенных в дар определенному человеку.

Изображения многих предметов, животных, птиц имели символическое значение. К примеру, сова олицетворяла мудрость; собака – верность, преданность; рог изобилия – процветание и удачу; змея, кусающая себя за хвост – вечность; голубь – посланца любви; бог торговли Меркурий – коммерцию… Широко использовался модный в первой трети ХIХ в. язык цветов (селам), военная символика, восточные мотивы, пасторальные сцены, картинки из народной жизни, жанровые сценки, сцены охоты и другие сюжеты.

В ХVIII веке преимущественно изготавливали вышитые картины, настенные панно, популярны были вышивки на библейские сюжеты, расшитые бисером и стеклярусом оклады икон. В собрании музея находится вышитый оклад иконы «Нечаянная радость», созданный в конце ХVIII века. Это самая ранняя по времени создания бисерно-стеклярусная работа в коллекции Пушкинского Заповедника.

В самом конце ХVIII века в России появляется пришедшая из Европы мода на дамские сумочки, расшитые бисером. Изначально их форма была овальной или прямоугольной. Сверху они стягивались шнурком для ношения через руку. В первой трети ХIХ века у сумочек появляются металлические замки. Сумочки были непременным аксессуаром, дополняющим наряд дам и барышень, выходящих в свет.

В первой трети ХIХ века в России появляется большое количество бытовых предметов с бисерным декором. Среди них кошельки и монетницы. Кошельки имели, как правило, прямоугольную форму и закрывались на металлический замок. Монетницы напоминали мешочки с прорезью посередине для опускания монет. Прорезь закрывалась двумя металлическими колечками. Также были распространены монетницы в виде кувшинчиков. Кошельки могли принадлежать и женщине, и мужчине, монетницами обычно пользовались дамы.

Бумажники были принадлежностью исключительно мужского туалета. Они застегивались стержнем, вставлявшимся в металлические петли.

В большой моде в первой половине ХIХ века были курительные трубки с расшитыми бисером чубуками и мундштуками. Они присутствовали почти в каждом мужском кабинете того времени.

Табак хранили в специально предназначенных для этих целей коробочках – табачницах, которые часто украшались бисерной вышивкой.

В эпоху расцвета бисерного рукоделия в светском обществе увлекались карточной игрой. Широко были распространены бисерные чехольчики на мел, которые сохраняли в чистоте руки играков, и щеточки с бисерной отделкой, предназначенные для сметания мела с ломберного стола.

Различные предметы, украшенные бисером, нередко можно было увидеть на письменном столе. Это чернильницы в бисерных чехлах, перочистки, бювары с вышивкой бисером, книжные закладки.

Модным аксессуаром дворянского быта ХIХ века были вышитые бисером сонетки, крепящиеся к комнатному звоночку для вызова прислуги.

Встречались бисерные изделия и на обеденных столах: стаканы вставляли в бисерные чехлы, оплетали бисером черенки ложек, вилок и ножей.

В пушкинское время широко использовались шкатулки, разнообразные коробочки, украшенные бисером.

Довольно широко в первой половине ХIХ века применялся бисер для украшения одежды. Примером тому – тесьма, которую нашивали на одежду, и шапочка-скуфейка. Подобные шапочки носили мужчины в домашней обстановке. А.С. Пушкин упоминал скуфейку в своих произведениях. В повести «Египетские ночи» о наряде Чарского: «…в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью…» Упоминает поэт скуфейку и в повестях «Кирджали», «Станционный смотритель». В этом головном уборе изобразил Пушкин на своем рисунке Адриана Устинова, владельца имения Беково под Оренбургом.

В первой трети ХIХ века вошла в моду бижутерия из бисера: бусы, серьги, браслеты.

Особое место среди предметов интерьера занимали каминные экраны и ширмы, для которых вышитые бисером вставки являлись почти обязательными. В руководстве по рукоделию И.Ф.Нетто (Лейпциг, 1798 г.) об этом написано следующее: «Каминные экраны очень часто используются сейчас для того, чтобы подчеркнуть роскошь мебели в гостиных и парадных залах… Они особенно элегантны, а их рамы и вышивки отделаны в лучшем вкусе».

С конца ХVIII века в моду вошли вышитые картины и настенные панно, которыми украшали стены комнат. Сюжеты вышивок были самыми разнообразными.

Бисер занимает особое место в отечественной культуре второй половины XVIII-XIX веков. Коллекция русского бисера в собрании Пушкинского Заповедника насчитывает порядка семидесяти уникальных предметов. Многообразные произведения данного вида декоративно-прикладного искусства представлены в постоянных экспозициях музеев, напоминая не только о модном занятии, а более значительном – о женском мире, отраженном в атмосфере дворянской усадьбы.


Хранитель фонда декоративно-прикладного
искусства О.В. Лукашова


Список литературы
1. Е.С. Юрова. Эпоха бисера в России. М., «Интербук – бизнес», 2003.
2. Е.С. Юрова. Старинные узоры для вышивания. М., «Этерна», 2010.
3. Русский бисер. Каталог выставки. М., 1993.
4. Е. Моисеенко, В.Фалееваю Бисер и стеклярус в России. –Л., «Художник РСФСР», 1990.
5. В.М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. – М., научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995.



Оклад к иконе «Нечаянная радость»

28,5х23,7 см. Конец ХVIII в., Россия. Бисер, стеклярус. Вышивка.

«Распятие»

44х38 см. Первая половина ХIХ в., Россия. Вышивка бисером по полотну.

Дамская сумочка

19х15 см. Первая треть ХIХ в., Россия. Бисер, холст, бронза. Вышивка.

Дамская сумочка

17,5х15 см Первая половина ХIХ в., Россия. Шелк, бисер. Вышивка.

Заготовка для сумочки

21,8х18 см. ХIХ в., Россия. Хлопчатобумажная ткань, бисер. Вышивка.