ФОТОНЕГАФОНД

Фотонегафонд комплектовался с 1945 г. В фонде имеется небольшое количество фотографий из довоенного музея, которые вместе с другими музейными предметами были вывезены фашистами в Германию (фотографии были возвращены из «плена» и через музей Пушкинского дома в 1946 году вернулись в заповедник).

В состав фотонегафонда входят:

Собрание негативов по истории Пушкинского Заповедника - 12089 единиц хранения - отображает все этапы истории заповедника, начиная с кадров, фиксирующих состояние заповедника после Великой Отечественной войны (музеи, лежащие в руинах, раненые деревья, деятельность Государственной Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских завоевателей), работы по разминированию музейных объектов, процесс восстановления этих объектов и затем создание новых музеев в 50-70-е годы. В последующие годы всесторонне фиксировалась музейная жизнь: посещение заповедника выдающимися людьми, экскурсионная и научная работа сотрудников заповедника, конференции, различные мероприятия местного и союзного значения, в том числе Праздники Поэзии – все направления работы коллектива музея-заповедника. Особенно тщательно зафиксированы работы по уходу за мемориальными деревьями и, конечно же, запечатлены экспозиции музеев и предметы, их составляющие.

Собрание включает негативы, сделанные операторами Ф.И. Овсянниковым и С.М.Мелик-Саядяном, пушкиногорскими фотографами из артели «Инвалид» (переименованной в «Трудовик») К.А. Зайцевым, А.С. Шаровым и др., также сотрудниками заповедника Е.А. Ананьевым, В.Я.Шпиневым, В.С. Бозыревым, В.Ф. Михайловым другими, а также негативы, сделанные псковскими архитекторами-реставраторами, многолетними друзьями заповедника Б.С.Скобельцыным и М.И. Семеновым. В 2000-х тысячные годы фонд пополнился негативами профессиональных фотографов: Р. Кучерова, Ю. Белинского, В. Ахломова.

Собрание негативов рукописей А.С. Пушкина - 7370 единиц хранения. В 1972 году из Государственного Литературного музея (Москва) было передано собрание негативов на стекле с рукописей А.С. Пушкина с контрольными отпечатками к ним. Негативы были сделаны в 1938-41 годах в лаборатории Института мировой литературы им. М. Горького АН СССР для рукописного отдела Государственного музея А.С. Пушкина, созданного в 1938 году в ведении Института мировой литературы.

Собрание негативов отражает не все рукописное наследие А.С. Пушкина, но большую ее часть: рабочие тетради, альбомы, записные книжки, а также часть его писем (к жене, брату и другим лицам). К каждому негативу имеется контрольный отпечаток (в размер негатива – не в размер оригинала рукописи), отпечатки собраны в «тетради» - не сброшюрованные, но, тем не менее, дающие представление о творческой лаборатории А.С. Пушкина, о всех видах его рукописей: черновых, беловых, письмах, деловых бумагах. Таким образом, основной массив творческих рукописей А.С. Пушкина на негативах и в виде фотоотпечатков в фондах заповедника имеется

Фотографии и открытки - 955 единиц хранения. Фонд включает, прежде всего, старинные фотографии и открытки – конца 19-го – начала 20- го веков, имеющие отношение к А.С. Пушкину, к пушкинским местам (как Псковской области – Святые Горы и виды «Пушкинского уголка»: Михайловское, Тригорское, так и Москвы, Петербурга и др. мест, связанных с пребыванием Пушкина), к людям, окружавшим Пушкина (родным, близким, знакомым), и их потомкам.

Первые поступления – фотографии, переданные П.П. Святогоровым (сотрудником заповедника, отец которого заведовал богадельней в Святых Горах на рубеже 19-20-х веков). В 1960-е годы фонд активно пополнялся за счет поступления целых коллекций фотографий от А.И. Дараган (правнучки А.П. Керн по линии Маркова-Виноградского); М.П. Баклановой («компаньонки» Н.Л. Карповой, жены Б.Г. Карпова, внука Е.Н. Вревской). Тогда же поступили фотографии и открытки от Е.М. Пыпиной-Пальмовой (дочери арендатора Тригорского М.И. Пальмова).

По этой коллекции можно представить пласт жизни «Пушкинского уголка» и Псковской губернии. Благодаря этому собранию, можно представить, как выглядели Святые Горы и Свято-Успенский монастырь, в т.ч. ныне несуществующие Никольский собор и Пятницкая церковь; как выглядело Михайловское времени первого музея и колонии престарелых литераторов (до 1918 г.), как было в Тригорском, когда там жила С.Б. Вревская и семья Пальмовых.

Видовые открытки печатались в типографии местных купцов и предпринимателей Крестиных («Магазин Братьев Крестиных») по фотографиям новоржевского фотографа Н. Филимонова, и в Пскове по фотографиям М. Герасимова и А. Павловича. Есть открытки, изданные обществом Св.Евгении и акционерным обществом Гранберг в Стокгольме.

Благодаря фотографиям Ю.М. Шокальского (внука А.П. Керн), поступившим от его сводной двоюродной сестры А.И. Дараган, можно себе представить не только, как выглядели окрестности Михайловского и Тригорского, но и дом, и усадьба в с. Голубово (имении Б.А. и Е.Н. Вревских), представить себе Е.Е. Шокальскую (женщину, которой М.И. Глинка посвятил романс «Я помню чудное мгновенье») и ее сына Ю.М. Шокальского, впоследствии автора непревзойденного до сих пор «Атласа мира», почетного члена Академии наук СССР.

Псковскую губернию и семьи местных дворян Яновичей, Дондуковых-Корсаковых, Фредериксов и др. можно представить по фотографиям, поступившим из семьи Б.Г. Карпова, внука Е.Н. Вревской, впоследствии доктора химических наук, зав. лабораторией Центрального научно-исследовательского института АН СССР. А имение Лямоново, принадлежавшее А.Н. Пещурову (дяде лицейского товарища Пушкина А. Горчакова) - по фотографиям, поступившим от Дараган-Сущевых. Редкая техника раскрашенной фотографии представлена четырьмя фотографиями с видами Михайловского, Петровского, Савкиной Горки, поступившими от потомков последних владельцев с. Петровского Княжевичей.

В этот фонд входит небольшое количество фотографий 20-40-х годов 20 века с видами Пушкинского заповедника. Это фотографии известных фотографов М. Муравейского, А. Монюшко, М. Величко, которые печатались в путеводителях тех лет.

Коллекция документальной и художественной фотографии (научно-вспомогательный фонд) – 6354 единицы хранения – включает в себя разнородный материал: фотокопии рукописей А.С. Пушкина, копии архивных документов, фотофиксацию различных событий в заповеднике, экспозиций, вещей и т.д. В этом фонде в виде единой коллекции хранится фотоархив В.М. Русакова – собрание фотографий, которыми он иллюстрировал издания своих книг о потомках А.С. Пушкина.

Материалы фотонегафонда широко используются в научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, просветительской работе музея-заповедника, а также востребованы различными категориями исследователей из других музеев и исследовательских учреждений, учащимися, доброхотами, поскольку содержат ценные материалы по пушкинской тематике, по истории пушкинских мест.

В настоящее время в фотонегафонде ведется работа по составлению единого электронного каталога, который сделает информацию о фонде еще более доступной.



Историческая справка о музейном фонде

Фонд декоративно-прикладного искусства

Фонд древнерусской живописи, нумизматики, оружия и изделий из драгметаллов

Фонд редкой книги

Собрание живописи и графики

Документальный фонд