ФОНД ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ, НУМИЗМАТИКИ, ОРУЖИЯ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГМЕТАЛЛОВ

Древнерусская живопись

Собрание иконописи Пушкинского Заповедника представлено поздней русской иконой XVII - начала ХХ веков, а также медным художественным литьем XVIII-XIX столетий – иконами, складнями и крестами. Начало формирования коллекции относится к 1945 году. Первыми поступлениями стали иконы из разрушенного в период Великой Отечественной войны Успенского собора Святогорского монастыря.

Особое место в коллекции занимают реликвии, связанные с именем Пушкина, его семьей, его предками. В собрании музея находятся четыре мемориальные иконы: «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Казанская», «Троица Новозаветная» и «Воскресение Христа».

На страницах «Арапа Петра Великого» Пушкин писал: «Тихо теплилась лампада перед стеклянным кивотом, в коем блистали золотые и серебряные оклады наследственных икон». С именем его прадеда, Абрама Петровича Ганнибала, связана икона «Спас Нерукотворный». «1725 года привезен образъ изъ Италии обрамомъ петровичем ганнибалом». Известно, что поэт безуспешно искал икону «Апостолов Петра и Павла», которой, по легенде, император Петр I благословил своего крестника, вернувшегося из Франции.

История «Троицы Новозаветной» напоминает о женитьбе брата Пушкина, Льва Сергеевича. На обороте иконы – надпись: «1843 года Октября 14 дня. Дано благославенiе на бракъ сыну Льву Сергъевичу Пушкину съ дъвицей Елисаветой Александровной Загряжской, Сергъем Львовичемъ Пушкинымъ».

«Благословила Надежда Пушкина при смерти своей, внуку Марiю Пушкину», - напишет Наталья Николаевна на обороте иконы «Воскресение Христа». С праздником Воскресения связано несколько событий в семье Пушкиных: в церкви Воскресения в Суйде венчались родители поэта, к Воскресенской церкви пригорода Воронич принадлежало Михайловское, Надежда Осиповна умерла 29 марта 1836 года, во время Великой Заутрени первого дня Пасхи – праздника Воскресения Христова. В год двухсотлетия со дня рождения А.С. Пушкина икона была передана в Пушкинский Заповедник.

Представить себе русскую жизнь вне церкви, без иконы невозможно. Икона сопровождала русского человека от рождения до смерти. Именно поэтому произведения иконописи являются неотъемлемой частью постоянных экспозиций и способствуют воссозданию мира русской усадьбы.



Нумизматика

Образ Поэта нашел свое воплощение и в пластике малых форм. В собрании Пушкинского Заповедника хранится группа памятников нумизматики XIX-XXI вв., посвященных А.С. Пушкину. Это юбилейные, памятные, настольные медали и еще более миниатюрная, но более массовая по своему назначению разновидность – жетоны. Напомним, что первая памятная медаль, выполненная медальером Петербургского монетного двора Иваном Иоакимовичем Чукмасовым, появилась лишь спустя четверть века после смерти Пушкина. Первая по времени медаль из коллекции музея относится к юбилейному 1899 г.

Торжества, связанные с празднованием пушкинских юбилеев, были отмечены появлением большого числа произведений медальерного искусства. Значительный вклад в создание иконографии поэта внесли мастера XX века: Александр Васильевич Козлов, Николай Александрович Соколов, Борис Иосифович Кушнир, Марк Григорьевич Сальман.

Помимо произведений медальерного искусства в коллекцию нумизматики включены монеты и ассигнации, хронологически совпадающие с пушкинским временем, а также монеты, найденные в разные годы на территории Пушкинского Заповедника. Дополняют собрание нагрудные значки на пушкинскую тематику, печати музея разных лет, а также предметы фалеристики.



Оружие

Коллекция оружия включает холодное и огнестрельное оружие XVIII-XIX веков, а также артиллерийские орудия.

Оружие являлось неотъемлемой частью мужского мира. И среди рисунков Пушкина – сабли, мечи, пистолеты… На страницах романа в стихах «Евгений Онегин» поэт упоминает «Лепажа стволы роковые». Комплект дуэльных пистолетов 1819 года, работы этого знаменитого парижского оружейника, хранится в собрании музея. Пушкин отзывался о Лепаже как о «славном ружейном мастере». Пистолеты этой марки считались тогда лучшим дуэльным оружием.

Во время михайловской ссылки, по воспоминаниям Алексея Николаевича Вульфа, Пушкин «упражнялся в стрельбе». Сам Вульф был страстным охотником. На страницах его «Дневника» - запись от 22 ноября 1830 года: «Вчера имел я удовольствие застрелить зайца, хотя погода была довольно холодна. Удовольствия этого рода почти единственные, какими здесь можно пользоваться». Напоминание об этом увлечении – охотничье ружье с принадлежностью первой половины XIX века, представленное в экспозиции его кабинета в Тригорском.



Историческая справка о музейном фонде

Фонд декоративно-прикладного искусства

Фонд редкой книги

Собрание живописи и графики

Документальный фонд

Фотонегафонд