ГРАФИКА Н. М. ТОМАРЕВА.
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника и частных собраний


Фото

Самобытный художник – график, Николай Максимович Томарев, родился 25 марта 1948 года в городе Потсдаме, в Германии. Он окончил Волгоградский Политехнический институт, Саратовское художественное училище. С 1982 по 1988 годы – учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В 1983 году Н. Томарев, как студент 1-го курса графического факультета, проходил творческую практику в Пушкинском Заповеднике. С тех пор эти места стали частью жизни художника и он ещё не раз приезжал писать в Михайловское, Пушкиногорье.

С 1992 года – он член Союза художников России. Работы мастера хранятся в Русском музее, Волгоградском музее изобразительных искусств, Пушкинском Заповеднике, частных коллекциях. Николай Томарев работает в различных графических техниках: акварель, сериграфия, смешанная техника, шелкография. Много занимается книжной графикой. Художник участвовал во Всероссийской выставке эстампа (1989 год) и в ежегодных выставках Союза художников в Санкт-Петербурге.

Н. Томарев придерживается импрессионистической манеры исполнения. Много работает в жанре пейзажа, натюрморта. Основная и любимая техника художника – авторская шелкография. В данной технике он выполнил свою дипломную работу (серия «Другая жизнь») в Институте им. И. Е. Репина. Она стала единственной дипломной работой, выполненной в технике авторской шелкографии за всё время существования Академии Художеств.

С 1988 по 1995 год Н. Томарев работал мастером-шелкографом на Экспериментальном участке в цехе шелкографии Комбината графических искусств. После закрытия участка – свободный художник. Сейчас занимается экспериментами в технологии шелкографии.

В фондах Пушкинского Заповедника хранится 12 графических работ мастера, выполненных в смешанной технике и в технике шелкографии. Они поступили в собрание в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

На выставке представлено 37 живописных произведений мастера. Это сельские пейзажи, виды Санкт-Петербурга и Пушкинских мест на Псковщине, портреты современников, натюрморты. Выставка в Михайловском приурочена к 60-летию творческой практики студентов 1-го курса Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Пушкинском Заповеднике, и предстоящему юбилею мастера, которому 25 марта 2018 года исполнится 70 лет.

Автор о технике шелкографии.

«Теперь хочу немного рассказать о технике в которой мои работы выполнены. Это - шелкография. Она относится к печатным графическим техникам, таким как: литография, офорт, ксилография, линогравюра. Эти техники могут давать определённый тираж отпечатков. Сейчас шелкографская техника очень широко распространена и пользуется популярностью, хотя ей уже несколько тысяч лет и изобретена она была в древнем Китае.

В начале 20-го века её открыли заново и усовершенствовали. Принцип печати шелкографий очень прост, потому и меня привлек. По сути своей – это трафаретная техника. Берётся деревянная рама. На неё, как холст на подрамник, натягивается капроновая сетка. Если теперь часть этой сетки в нужных местах заклеить клеем (желатином, ПВА), получится трафарет. Допустим – трафарет какой-то цифры. Теперь остаётся этот сетчатый трафарет, эту матрицу, положить на какую-то основу: бумагу, ткань, холст, стену. Затем взять густую, как сметана, масляную или акриловую краску и широким резиновым шпателем провести краску по сетке, то в том месте где нет клея, краска пройдёт сквозь сетку и получится оттиск, допустим на футболке, на которую мы эту цифру наносим. Этот самый простой способ. Я бы назвал его «маечным», плакатным. Так печатал свои шелкографии Энди Уорхол.

Вы видите, что у меня используется другой принцип. Я пошёл по пути французских пуантилистов, чем усложнил печать свою, так как использую большое количество сеток-трафаретов, но зато работы мои приобрели определённую живописность. По сути дела, получается тиражная живопись. Матрицы приходится выполнять для каждого отдельного цвета. В количественном плане это бывает от 30 и до 70 сеток. Печать одной работы делается последовательно и растягивается во времени на несколько месяцев. Можно сказать – титанический труд проделываю. За основу беру этюд с натуры. Цветоделение его провожу в голове. И в результате получается небольшой тираж эстампов – штук 30-40. Повторить это всё невозможно, так как после печати матрицы смываются. На выставке представлены работы периода начала 90-х годов, когда я работал на экспериментальном шелкографском участке Комбината графических искусств в Петербурге. Там для печати шелкографий была прекрасная база: оборудование, материалы, краски, бумага. В 1995 году участок прекратил своё существование. С закрытием его закончился «серебряный век» моей шелкографии.

За пять лет мне удалось выполнить чуть больше 30 работ в технике шелкографии. Я очень рад, что почти половина их хранится в Заповеднике. Позже, уже находясь здесь, в Волгограде, я попытался восстановить процесс печати и даже внёс свои новые наработки, но того качества работ и тех результатов, получить пока не могу. Сейчас, в эпоху интернета, есть возможность смотреть и сравнивать. К своей чести, аналогов моим работам в мировой шелкографской практике я пока не нашёл. Большое спасибо Заповеднику за то, что собирает мои шелкографии и организовал мою персональную выставку».


Осень. Зимари. 1989. Фото 1 «... Вновь я посетил». Фото 3 «... Вновь я посетил». Фото 4
«... Вновь я посетил». Фото 2 Ветреный день. Петровское. 1991. Фото 6 Михайловское. Фото 5
Дом в лесу. Кордон №2. 1990. Фото 7 3.	Художник  П. Н. Быстров.  Фото 8 «... Вновь я посетил». Фото 4 Святогорский монастырь. 1991. Фото 5

Выставка открыта с 24 декабря 2017 г. по 31 марта 2018 г. в выставочном зале музея-усадьбы «Михайловское»
с 10.00 до 16.30 (выходные - понедельник, вторник)



Дата создания: 24.12.2017 12:00
Дата обновления: 24.12.2017 12:00