«ИЗ МИРА ГРАФИКИ»
ВЫСТАВКА ИЗ ФОНДОВ ПУШКИНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА


Меж непонятного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена...

А. С. Пушкин. Евгений Онегин (черновик)

Выставка «Из мира графики», расположенная в анфиладе выставочных залов 1-го этажа Научно-культурного центра Пушкинского Заповедника знакомит посетителей с графическими работами из собрания музея и оборудованием для создания гравюры. В экспозиции представлены разнообразные графические произведения: от небольших карандашных рисунков до трудоемких автолитографий и офортов, от лирических пейзажей до исторических событий и портретов.

Истоки искусства графики теряются в глубокой древности. История рисунка – уникального вида графического искусства, начинается с наскальных изображений первобытных людей, гравюра появилась в 6 - 7 веках в Китае, литография - в 19 веке, а современная компьютерная графика только начинает развиваться.

Первоначально термин «Графика» применялся только в отношении письма и каллиграфии. Свое современное значение он приобрел в конце 19 – начале 20 веков в связи со стремительным развитием полиграфии и широким распространением четкого линейного рисунка, удобного для воспроизведения в книгах и журналах.

В кратком словаре художественных терминов дается следующее определение: «Графика (греч. graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями». В Большом энциклопедическом словаре уточняется: «На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель.

Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат.

Выразительные средства графики - контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.

Стилистические средства графики разнообразны - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура)».

Коллекция графики в фондах Пушкинского Заповедника - одна из самых значительных. Она составляет около 5000 единиц основного фонда и более 1400 единиц научно-вспомогательного фонда и постоянно пополняется. Основу коллекции составляют собрания предметов пушкинской эпохи, портретов, музейного усадебного пейзажа, современной графики пушкинской тематики, иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина.

Экспозиция 1-го зала выставки начинается с графического изображения фамильного герба рода Пушкиных, выполненного М. К. Шелковенко в 1998 году. Жемчужиной коллекции являются прижизненные портреты великого поэта. Первым его изображением, доступным для широкой публики, стала гравюра резцом и пунктиром на меди, выполненная Е. И. Гейтманом для первого издания поэмы «Кавказский пленник». Пушкину портрет не понравился, но потомки смогли оценить один из образов изменчивой внешности поэта.

В пушкинское время гравёры обычно переводили на доску рисунок, сделанный другим художником. В 1827 году профессор гравировального класса Академии Художеств Н. И. Уткин получил заказ от А. А. Дельвига на исполнение гравюры с известного портрета Пушкина работы Кипренского. Гравёр создал портрет, который по признанию отца поэта и его лицейских друзей, стал одним из лучших изображений поэта. На выставке представлен отпечаток 1974 года с авторской доски.

Гравюры, литографии и другие виды тиражируемой графики существуют во множестве экземпляров, так как с одной доски (металла, дерева, линолеума, камня) можно сделать определенное количество равноценных оттисков, считающихся подлинниками.

Английский художник Томас Райт стал известен в России в том числе и серией портретов знаменитых современников, выполненных в технике резцовой гравюры. Он исполнил один из последних прижизненных портретов Пушкина. Считается, что поэт заказал его художнику сам. Гравюра увидела свет в марте 1837 года, уже после смерти поэта. Небольшой тираж продавался по 5 рублей за лист. И. Е. Репин точно уловил, чтo «в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум».

С годами интерес к личности А. С. Пушкина только увеличивался. Появились и его многочисленные изображения. Портреты поэта, выполненные М. В. Рундальцовым, Н. А. Павловым, В. Д. Семёновой-Тяншанской и др. представлены в экспозиции. Пушкинская эпоха показана и портретами современников Пушкина – императоров, государственных деятелей, военных, литераторов, выполненных в разных графических техниках.

Искусство рисованных народных картинок – лубок, является значимым составляющим станковой графики. Выполненные в технике ксилографии, позднее – гравюры на меди, литографии и раскрашенные вручную, эти картинки представляют интерес как для исследователей русской старины, так и для ценителей искусства. Зачастую с незамысловатым сюжетом они служат своеобразным пособием для изучения народного быта, нравов, верований, чаяний и пристрастий.

Лубочные картинки встречались практически в каждой крестьянской семье, в небогатых домах купцов и мещан. Довольно часто они были единственным украшением этих жилищ. Содержание их самое разнообразное: от библейских сюжетов и жития святых до карикатур, от портретов героев и важных исторических лиц до сказочных персонажей. Картинки сопровождались пояснительным текстом, зачастую с острым словцом. Достоинство этих картинок весьма не одинаково, но часть из них - настоящие шедевры. На выставке представлены три лубочные картинки с бытовыми сюжетами – «Сцена посиделок» (1857г.), «В Марьиной роще» (1868 г.), и лист из альбома «Русские народные картинки» Д. А. Ровинского (1881г.)

Украшением зала являются рисунки А. С. Пушкина, воспроизведенные при помощи современных технологий на стекле.

Пушкинские произведения иллюстрировали многие художники. Работы таких мастеров как В. А. Фаворский, Ю. М. Игнатьев, П. П. Оссовский, Н. И. Кофанов, Т. М. Правосудович, И. И. Ершов, Ф. Д. Константинов и др., - гордость музейной коллекции. Они представлены во 2-м зале анфилады. Значительную часть его экспозиции занимают иллюстрации к роману в стихах «Евгений Онегин», выполненными разными художниками.

Ю. М. Игнатьев, известный московский художник – иллюстратор, к этому пушкинскому произведению обращался дважды. Его легкие, воздушные акварели соседствуют с известными работами М. О. Микешина, А. С. Бакулевского, Ф. Д. Константинова, М. В. Воробьёва.

Хотя гравюры А. Ламота по рисункам П. Соколова к «Капитанской дочке» и были созданы в 1840 - 1860-х годах, они увидели свет только в конце 19 века. Тончайшая работа мастера восхищает и требует внимательного и вдумчивого рассматривания.

В. А. Фаворский Пушкина иллюстрировал всю жизнь. Его ксилографии к «Скупому рыцарю» из серии гравюр к изданию «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина (1961г.) представлены на выставке в витрине среди старинных книг из фонда редкой книги с экслибрисами.

Экслибрис (от латинского ex libris— «из книг») - это особый знак, который наклеивается преимущественно на внутреннюю сторону переплета книги. Обычно на нем помещается информация о владельце и рисунок. Иногда этот книжный знак для музея имеет бoльшую ценность и значение, чем сама книга. В этих малых формах графического искусства зачастую проявляется виртуозность художника. В 18 и 19 вв. в экслибрис часто закладывался тайный смысл или предупреждения. Некоторые вкладные записи заканчивались даже угрозами. Один из первых исследователей русского экслибриса В. Верещагин обнаружил такую запись: «А кто сию книгу возьмет из дома Божия, на том будет тягота церковная». В современном мире экслибрис – важная часть книжной культуры. Слева от входа в зал установлен информационный киоск, где в режиме non-stop демонстрируются увеличенные цифровые копии экслибрисов разных авторов из книг музейного собрания.

Заповедные михайловские рощи являются источником вдохновения многих талантливых людей. В фонде сложились целые коллекции работ художников-графиков, творчество которых неразрывно связано с музеем-заповедником и его историей. Среди них – В. М. Звонцов, В. Ф. Алексеев, Б. А. Диодоров, Т. М. Правосудович, П. А. Шиллинговский, Д. П. Бучкин и др. В 3-м зале их пейзажные работы объединены по технике исполнения (акварель, пастель, линогравюра, автолитография и т.д.).

Как пример безграничной любви к местам, связанным с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, представлены работы псковского художника-графика В. М. Васильева. «И эта влюбленность как бы придала его душе смелости, а руке - уверенности. Вглядитесь в его гравюры. В них присутствует сам воздух, сам свет, сама прелесть как бы остановленной в своем движении природы», - писал М. А. Дудин. Творчеству этого талантливого художника-графика посвящен отдельный блок экспозиции. На выставочном пространстве воссоздали обстановку и его художественной мастерской. Среди работ мастера его фотопортрет со статьей Л. В. Васюриной, подлинные печатные доски и штихели, книги, кисточки и краски, рабочие инструменты и даже транзисторный радиоприемник второй половины ХХ века. Особое место занимает офортный станок начала ХХ века, предоставляющий посетителям редкостную возможность познакомиться с процессом и узнать, как получается оттиск с печатной доски.

Имея широчайший диапазон функций, видов, жанров и художественных средств, искусство графики дает неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Во времена, когда не было интернета, кино, телевидения и даже фотографии, художники являлись своеобразными «видеолетописцами» эпохи, в которой жили. Они позволили современному человеку увидеть своё прошлое. Познакомиться с историей заповедных пушкинских мест с помощью замечательных мастеров можно на выставке «Из мира графики».


Виртуальная прогулка по выставке


Выставка открыта с 21 ноября по 31 декабря 2014 г. в Научно-культурном центре
Время работы: ежедневно с 9.00 до 17.00 (выходной - понедельник, вторник)