«МУЗЫКА СТАРИННОГО ПИСЬМА»
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника

«…как бы всеобъемлющ ни был интернет,
как бы легко и полно ни доставалась через
него информация, никогда не забывайте
шелест страниц великих книг и волшебный
скрип пера о бумагу!»

Из речи Н.С. Михалкова на вручении
Национальной премии «Рунет-2005»

Шелест бумаги, скрип пера, шорох карандаша при письме – все эти звуки неизменно сопровождали просвещенного человека девятнадцатого столетия в его повседневной жизни, складываясь в аккорды и образуя музыку письма, музыку творчества, музыку вдохновения. Звуки этой музыки, переплетаясь с мыслями и образами, оставались на бумаге в виде чудесных строк бессмертных произведений русского гения Александра Сергеевича Пушкина.

История бумаги, карандаша, ручки началась около 4000 лет до н.э., когда человек начал использовать дощечки с увлажненной необожженной глиной и деревянные или бронзовые палочки. В первой половине Х1Х века, в период распространения стиля бидермайер, принадлежности для письма стали изящными и красивыми. По качеству и особенностям письменных принадлежностей современники с полной уверенностью могли судить о характере, положении в свете, уровне образованности и потребностях его владельца. Не случайно одним из самых важных и знаковых помещений в доме считался кабинет хозяина. Бюро, нарядные книги, стоящие в книжном шкафу, портреты великих европейских мыслителей и литераторов служили доказательством того, что хозяин человек просвещенный, разделяющий идеи образованного общества. Главным атрибутом кабинета был стол или бюро, вокруг которого складывался весь интерьер. В непосредственной близости с рабочим местом стояли кабинетные часы.

Форма шкафа-бюро появилась в конце XVIII века. Он состоит как бы из трех частей: комода, секретера, шкафа. Под верхней крышкой скрывалось множество различных ящичков с внутренними, «потаенными», отделениями. Приведем высказывание знатока старины И. И. Лазаревского: «Русские мастера-столяры ни в чем не достигли такой красоты, самобытности и уюта, как в этих чудесных бюро… как умели они, эти безымянные мастера, расположить в них целый лабиринт самых затейливых ящиков с разными и такими хитрыми тайниками!» Откинув крышку-столешницу, достав необходимые атрибуты для письма и погрузившись в атмосферу творчества, хозяин приступал к работе. Подобное состояние описывал Пушкин:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

А. С. Пушкин. Осень.1833

Писали много и по разным поводам – составляя деловые бумаги, фиксируя собственные размышления, сочиняя стихи. Составляли письма деловые, рекомендательные, поздравительные, пригласительные, дружеские и др. Центральное место на столешнице занимали чернильница (или чернильный прибор) и целый ряд аксессуаров, связанных с соответствующими занятиями хозяина дома. Обеспечивая неторопливую и скрупулезную работу, письменные принадлежности, которых насчитывалось не менее дюжины, располагались симметрично на столе вокруг массивного чернильного прибора. Он мог быть из малахита, яшмы, нефрита, оникса, дерева и других материалов, и украшался бронзовыми деталями и небольшими скульптурными изображениями, в центре же возвышалась подставка под чернильницы. Чернильницы представляли собой небольшие медные или массивные хрустальные флаконы, закрывавшиеся крышечками, предохраняющими от высыхания и попадания в них насекомых. Великое множество форм и видов чернильниц было в XVIII – XIХ веках. Пушкин посвятил своей чернильнице целое стихотворение, давая ей разные определения, украшая различными эпитетами:

Подруга думы праздной,
Чернильница моя;
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.

А. С. Пушкин. К моей чернильнице. 1821

В набор с чернильницей непременно входила песочница, представляющая собой емкость с крышечкой, в которых было множество отверстий, как в солонке. Ее наполняли мельчайшим очищенным речным или специально приготовленным мраморным песком. Им посыпали написанный текст, чтобы высушить чернила.

Иногда в чернильном приборе были гнезда для массивной печатки с гербом владельца и для палочки сургуча, которым запечатывали конверты, придавливая печать прессом из тяжелого поделочного камня или художественной бронзы. Для заклеивания конвертов пользовались не только сургучом, но и облатками, которые хранились в облатнице, напоминающую небольшую вазочку.

Для хранения писем и бумаг использовались нарядные бювары – прямоугольные папки или настольные портфели, имеющие два отделения: для конвертов и бумаги. Необходимая принадлежность письменного стола – нож для разрезания бумаг. Он имел вид обоюдоострого кинжала из серебра, стали, слоновой кости или дерева. Режущие кромки ножа были затуплены. Еще один нож, лежащий на столе, был более длинный и широкий и предназначался для разрезания страниц газет, книг и журналов.

В XVIII – XIХ веке чаще всего для письма употребляли гусиные перья, иногда фазаньи или павлиньи, как более редкие и изысканные. Стальные перья вошли в общественное применение в 1830-х годах. В течение XIХ века металлические ручки полностью вытеснили ручки из гусиных перьев.

В первом десятилетии XIX века у светских дам появилось новое увлечение – домашние альбомы. В них оказывались записи подруг и друзей, виньетки, незатейливые рисунки и стихи. Такой альбом был гордостью хозяйки. В альбомах образованных дам, близких к художественным и литературным кругам, можно было прочитать стихотворения – посвящения поэтов, – увидеть акварели, оставленные художниками.

Светская переписка занимала значительное место в жизни общества и постепенно стала превращаться в истинно литературное творчество. С течением времени письменные принадлежности продолжают видоизменяться, облегчая жизнь людей. Все реже мы пишем ручкой, все чаще можно слышать клацанье компьютерных клавиш, а скрип пера и шуршание бумаги ухо человека совсем забыло. Но как иногда хочется, взяв перо и чернильницу, оставить несколько легких росчерков на белом листе, прислушиваясь к музыке старинного письма.



Выставка открыта с 16 февраля 2014 года в д. Бугрово
Время работы: ежедневно с 10.00 до 17.00 (выходной - понедельник, вторник)


ФОТОРЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ