«Пушкинский Заповедник в графике Елизаветы Васнецовой»
Выставка-ретроспекция работ из частных собраний



Елизавета Юрьевна Васнецова ещё в качестве студентки 1-го курса Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, свою летнюю студенческую практику 1962 года провела в Михайловском. «Очень интересно посмотреть пушкинские места, погрузиться в дивную музыку стихов среди могучих древних елей, сосен, лип – современников поэта – в задумчивых парках Михайловского и Тригорского», – вспоминала она. В письме к родителям 18 июля 1962 г. художница рассказывает и о С.С. Гейченко, который вместе с В.М. Звонцовым, стояли у истоков этой практики: «Директор Заповедника очень интересная личность. Человек видимо, много переживший, прошедший всю войну. Он остался без руки. Он возродил заново Заповедник и, вернувшись после войны, всё время живёт в Михайловском. В квартире у него уютно, много книг, большей частью о Пушкине и самого Пушкина».

Через 50 лет, летом 2011 года, Елизавете Юрьевне вновь посчастливилось побывать в Пушкинских местах. Впечатления от поездок сохранились в письмах к родным, в записках художницы. Рисунки, картины и наброски, сделанные в студенческую пору и совсем недавно, составляют основу экспозиции данной выставки

Елизавета Юрьевна Васнецова. Из автобиографии:

«Я принадлежу к древнейшему роду Васнецовых. Родилась 13 сентября 1937 года в Ленинграде в семье народного художника Ю.А. Васнецова, живописца и иллюстратора детских книг. Я жила в атмосфере любви и красоты. С детства наблюдала за работой отца и тогда еще поняла, что это мое призвание.

Первое художественное образование получила, рисуя рядом с отцом в детские годы. В 1956 году окончила среднюю школу. В 1961 году окончила художественное училище им. В.А. Серова, теперь – имени Николая Рериха. Любимый учитель А. Шах – ученик И.Е. Репина, тонкий педагог и человек.

В 1967 году окончила графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. Защитила диплом на «отлично», выполнив 11 цветных автолитографий на темы сказов П. Бажова «Малахитовая шкатулка». В 1967–1968 годах представила их на тринадцатой Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов в Москве.

С 1965 года участница различных выставок: всесоюзных, республиканских, зональных, краевых, областных. С 1973 года член Союза художников СССР.

Книжной графикой я начала заниматься не сразу после окончания института. Боготворила отца – боялась. Только в 1972 году я решила, наконец, попробовать работать над книгой, и мне повезло. В Ленинграде в «Детгизе» мне предложили проиллюстрировать интересные самобытные стихи о природе, о людях новгородского поэта-пастуха Евдокима Русакова. Эта тема мне так близка, я так люблю именно нашу северную природу – поэтическую, скромную, немного грустную, но всегда живописную.

И в 1973 году в издательстве «Детгиз» (Ленинградское отделение) вышла моя первая книга «Мельница-метелица». А в 1975 году четыре разворота из этой книги были представлены на выставке в Болонье в Италии.

Вышли книги с моими иллюстрациями:
1974 – «Кот белый – кот черный»;
1983 – «Где живет «Ау»;
1986 – «Через лесок по просеке», «Солнце взошло»;
1989 – «Тропинка без конца».

Продолжаю работать в области эстампа, пастели, живописи.

Состоялись четыре персональные выставки – в 1977, 1981, 1988, 1993 годах. В 1987 году прошла выставка «Живопись ленинградских графиков».

В 1991 году в издательстве «Детгиз» в Ленинграде вышла книга «Баю-баюшки-баю» – русские народные ко-лыбельные. С большим увлечением работала я над этой книгой. Совершенно по-другому решала оригиналы – свободно, живописно, почувствовав себя народным крестьянским художником. На XXXI Всероссийском конкурсе «Искусство книги» получила диплом 2-й степени (Детская литература. 1991. № 11).

Сейчас работаю в области пастели и живописи.

Участница выставок в Манеже в Санкт-Петербурге «Весь Петербург» 2003, 2004, 2006, 2008, 2009, 2010 годов.

Какая непредсказуемая жизнь! Разве я могла предполагать, что опять окажусь в Михайловском. Прошло 50 лет.

Да, были мечты съездить поработать, ведь я так была увлечена природой пушкинских мест – просторами, цветущими полями, разливами рек, озер, простыми деревенскими избами. Ходила на сенокос, наблюдала, как косили траву, убирали стога, возили на лошадях. Упивалась ароматом скошенных трав. Вспоминаю, какая была неудержимая радость, беззаботность, восторги юности.

Вижу опять те же места, хожу по тем же дорожкам. Все также сияет вечная природа, и становится грустно, что все прошло и ничто не вернется. А от грусти спасти может только живопись. Мешаешь краски, увлечешься и забываешь все. Живопись – моя жизнь, моя любовь, мое вдохновение. А может, жизнь только начинается!»



Фоторепортаж с открытия