Выставка «Святогорская галерея» из фондов Пушкинского Заповедника

Художественная выставка из фондов Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А.С. Пушкина, посвященная 174-ой годовщине со дня гибели Поэта и 100-летнему юбилею первого музея в Михайловском, представляет произведения художников XIX – XXI вв., отображающих усадебную культуру пушкинского времени, образ поэта и его современников, поэтику мира природы и интерпретацию произведений Пушкина.

В центре композиционной структуры выставки – живопись и графика. Это портреты императоров и сановников, усадебный портрет, силуэт, графические и живописные виды столиц и Псковской провинции. Наибольший интерес этой части выставки, как образец семейного усадебного портрета, представляют парные семейные портреты князей Оболенских – Василия Петровича (1780 – 1834), генерала войны 1812 года, и его жены Екатерины Алексеевны, силуэт новоржевского помещика Ивана Львова, портрет неизвестной дамы 1810-х годов.

Особое место занимает иллюстративный изобразительный материал к произведениям А.С. Пушкина и русским сказкам. Он представлен именами классиков русской советской иллюстрации и художниками XXI века. В их числе выдающийся мастер русской гравюры В.А. Фаворский (1886 – 1964) и глубокий исследователь пушкинского творчестваФ.Д. Константинов (1910 – 1997), работавший в технике ксилографии, мастер литографий К.А. Клементьева (1896 – 1984). Знаменитые мастера книжной графики Н.В. Кузьмин (1890 – 1987) и П.Л. Бунин (г.р. 1927), рисунки, которых, не смотря на их воздушность, всегда точны вплоть до малейших деталей. В этом же ряду замечательные интерпретаторы сказочного мира И.И. Ершов (1916 – 1985), Е.И. Пашков (г.р. 1920) и Е.В. Пашкова-Селиванова (1917 – 1971). Художники академической петербургской школы Р.М. Яхнин (1938 – 1997), признанный мастер книжной графики, и Н.А. Аксёнова, живописец-монументалист, создавшая в 2009 г. графический ряд иллюстраций к поэме А.С. Пушкина «Полтава».

Примером жанровой живописи на выставке, тема которой «Пушкин и няня», являются картины конца XIX века П.И. Геллера (1862 – 1933) и А.Ф. Пирашкова, написанные к 100-летнему юбилею со дня рождения Поэта.

Довоенная художественная летопись музея-заповедника представлена работами М.М. Гохштейна (1872 – 1942), создавшего к юбилею 1937 года более 150 этюдов с видами Михайловского и Тригорского. Картиной А.Г. Шибанова «Домик няни» 1936 г. и Б.В. Щербакова «Тригорское» 1935 г., а также работами К.Е. Максимова «Могила А.С. Пушкина у стены Успенского собора Святогорского монастыря» и «Савкина Горка» 1936 года.

О послевоенном Михайловском свидетельствуют работы А.Н. Михраняна (1894 – 1978), в 1948 – 1958 гг. директора Куйбышевского художественного театра, работавшего после войны в Пушкинском Заповеднике.

Отдельную коллекцию в собрании изобразительного искусства составляет музейный усадебный пейзаж, широко представленный на выставке именами замечательных художников XIX и XXI веков. Это картины Г. Ладыжинского,Б.В. Щербакова, А.И. Лактионова, Д.П. Бучкина, А.А. Мыльникова, А.К. Соколова, П.Т. Фомина, П.Д. Бучкина, С.Н. Репина, Л.В. Гервица, В.В. Лысюка, Б.М. Козмина, Э.Я. Выржиковского, В.Е. Попкова, А.К. Белова, В.П. Кранца, М.Л. Жуковой и других, запечатлевших пушкинские «подвижные картины» во все времена года.

Гармония стиха и прозаических строк Пушкина всегда вдохновляла художников различных направлений изобразительного искусства, в том числе и мастеров декоративно-прикладного направления. Открывают этот вид искусства часы петербургского художника Н.Г. Савиновой сюжетными композициями «Окно» и «Ремонт храма», олицетворяющими быстротекущее время жизненного бытия и вечность движения в познании всего Сущего, отображенного в художественном мире творцов искусства и поэзии.

Характерным акцентом, отражающим быт усадебной культуры, являются представленные на выставке декоративные тарелки и блюдо XIX века. К плеяде художников-классиков декоративно-прикладного искусства относится московский художник – скульптор Р.М. Цузмер, посвятившая Пушкинскому Заповеднику композиции «Осень в Михайловском» и «Памяти поэта», три предмета из которой представлены на выставке.

Красота живописи и тонкий смысл сочетаются в произведениях художника Л.А. Соколова (1945 – 2010). Расписанные в сине-фиолетовой и тёмно-зелёной гамме объёмные настенные тарелки, пластины и плакетка с изображением видов Михайловского, Петровского, Тригорского и Святогорского монастыря дают возможность соприкоснуться с неповторимым художественным миром, который вобрал в себя многие прекрасные традиции русского и, в первую очередь, петербургского искусства.

Лиричность пушкинской поэзии удивительно гармонирует с утонченностью лаковой миниатюры на выставленных шкатулках и плакетках работы художников Д.И. Буторина, А.А. Дадыкина, И.А. Дорофеева, Т.П. Лятова, А.И. Суслова (Палех); основоположника мстёрской лаковой миниатюрной живописи А.И. Брягина, А. Белокопытова, А.Н. Громова (Мстёра);В.Д. Пузанова-Молева (Холуй); Федоскинской артели и петербургских художников Пашковых, работающих в традициях палехской росписи. В них изумительным образом слились воедино черты древнерусской иконописи, академической станковой живописи и народного лубка. Яркие чистые локальные цвета, удлинённость фигур, идущая от истоков иконописной школы, придают благозвучность сюжетам палехских шкатулок, а композиционные сцены, происходящие традиционно на пейзажном фоне у мстёрских миниатюристов, изображают самобытную теплоту и живописную мягкость колорита темперных росписей. Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, демонстрирует неизвестный автор федоскинской миниатюры с изображением сцены из пушкинской трагедии «Борис Годунов».

Образ Поэта нашёл своё воплощение и в пластике малых форм. В собрании Пушкинского Заповедника хранятся предметы нумизматики, посвященные А.С. Пушкину. Это медали и еще более миниатюрные, но более массовые памятные сувениры, – жетоны. Первая по времени медаль из коллекции музея относится к юбилейному 1899 г. Её исполнил старший медальер Петербургского монетного двора М.А. Скуднов (1861 – 1916). На лицевой стороне он использовал портрет поэта, созданный С.З. Важениным для медали, учрежденной Академией наук в 1881 г., а на оборотной – рисунок живописца, академика М.Я. Виллие. Торжества, связанные с празднованием столетнего юбилеяА.С. Пушкина, были отмечены появлением большого числа жетонов, выпущенных Петербургским монетным двором, частными фабриками и мастерскими. К сожалению, имена большинства художников, работавших над созданием этих памятников, не дошли до наших дней. Три представленных на выставке жетона пока остаются анонимными. Однако это не уменьшает их исторической и художественной ценности.

1960-е гг. стали для советского медальерного искусства временем подлинного возрождения. Ряд произведений, принадлежащих этому времени, связан с пушкинскими местами. Пушкинскому Заповеднику посвящен триптих художника-медальера Ленинградского монетного двора А.В. Козлова (1917 – 2000). На лицевых сторонах медалей изображен портрет поэта, на оборотных – виды «Аллеи Керн» в Михайловском, «скамьи Онегина» в Тригорском и вид могилыА.С. Пушкина у стен Успенского собора Святогорского монастыря.

Пятидесятилетие музея-заповедника в 1972 г. было отмечено появлением пушкинской медали работы известного гравера, скульптора, художника-медальера Ленинградского монетного двора Н.А. Соколова (1892 – 1974). Трудно определить прижизненный портрет поэта, послуживший оригиналом для оборотной стороны медали. Исследователи полагают, что это скульптурная интерпретация графических автопортретов поэта.

Пушкинская тема в медальерном искусстве последнего двадцатилетия разрабатывается достаточно широко. Преобладающее место среди сюжетов занимает портрет. В экспозиции представлено несколько медалей данного направления, исполненных к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Современная зарубежная Пушкиниана представлена произведениями латвийского скульптора Виктора Сушкевича и неизвестного нам литовского медальера.