«Пушкинские иллюстрации Юрия Игнатьева. К 80-летию со дня рождения художника» Выставка из собрания Пушкинского Заповедника и семьи художника


Ю.М. Игнатьев – московский график, иллюстратор классических произведений мировой и русской художественной литературы. Родился 25 декабря 1930 года во Владикавказе. Там же закончил художественное училище. В 1949 году поступил в Московский художественный институт имени Сурикова. Учился у М.С. Родионова и П.И. Суворова.

Всю свою творческую жизнь Юрий Михайлович посвятил книжной графике и станковой живописи. Книжные иллюстрации и акварели художника хранятся во многих российских музеях и частных коллекциях по всему миру. Ю.М. Игнатьев принимал участие во многих выставках и крупных издательских проектах. Он работал с издательствами «Художественная литература», «Детская литература», «Советский писатель».

В 1986 году в издательстве «Художественная литература» вышла книга «Слово о полку Игореве» со вступительной статьей Дмитрия Сергеевича Лихачева. <...> В семейной библиотеке художника хранится экземпляр с дарственной надписью Дмитрия Сергеевича: "Дорогому Юрию Михайловичу Игнатьеву - искренняя благодарность за чудесную работу по иллюстрированию".

Особое место в жизни художника всегда занимал Пушкин. Замечательны его работы к «Капитанской дочке», «Пиковой даме» - они проникнуты точным знанием эпохи, в которой живут и действуют герои, и пристрастным отношением к ней.

Главным же произведением, можно сказать, делом жизни, Юрий Михайлович считал «Евгения Онегина». Пушкинский роман стал первой и последней книгой в жизни художника. Ровно 40 лет разделяют два издания. <...> первое издание <...> было сразу же замечено и стало одной из 50 лучших книг 1959-го года. <...>

Серия иллюстраций к роману Пушкина, выполненная в смешанной технике (тушь, гуашь, акварель), была дипломной работой молодого художника. По воспоминаниям родных, немалую роль в рождении книги сыграл замечательный иллюстратор Николай Васильевич Ильин. Его чудесные силуэтные работы к пушкинским произведениям известны, пожалуй, всем. Это он счел работы Игнатьева - тогда еще студента - грамотными, зрелыми и достойными издания.<...>

На протяжении многих лет вызревал у художника замысел нового издания «Евгения Онегина».

<...> Для нового издания было подготовлено 78 иллюстраций. Композиции рождались мгновенно. Скоропись – отличительная черта этих работ. Добавим артистизм, необыкновенную свободу и особую преданность делу. Работал Юрий Михайлович с огромным энтузиазмом. Как у музыканта из звуков рождается мелодия, так у художника из штрихов – образ, реальность. И читатель становится соавтором. Казалось бы, какая условность! Широкий мазок – и серое небо, еще один – заснеженная Нева… Иллюстрации в книге воспроизведены в натуральную величину по отношению к оригиналам. Есть композиции, на которых фигуры величиной в 10-12 мм. Но даже в 10-миллиметровых фигурках мы различаем одежду, видим их в движении.

Юрий Михайлович <...> уже с готовыми иллюстрациями обращался за советом к Н.В. Кузьмину и услышал самые добрые слова поддержки и одобрения.

Во второй половине 80-х цикл иллюстраций по заявке художника был принят Гослитиздатом. Как и полагается, заключили договор. Прошло три года. По просьбе Гослитиздата договор на аренду иллюстраций был продлен. Шло время. У Юрия Михайловича начались серьезные проблемы со здоровьем – с сердцем. И в какой-то момент он вдруг отчетливо понял, что книги, о которой так мечтал, не увидит. Сказано это было жене с такой болью, что слова <...> буквально обожгли душу.

После смерти мужа она поклялась издать «Евгения Онегина» к юбилею Пушкина. Чего бы это ни стоило. Чего ей это стоило – какой энергии, сил, средств – знают лишь очень близкие люди. Догадываются, наверное, и те, кто по долгу службы участвовал в издании - работники типографии. А печаталась книга в той же самой типографии «Красный пролетарий», что и первое издание пушкинского романа в 1959-м. <...>

Мечта художника издать книгу свершилась. В день рождения поэта, его 200-летие, новое издание экспонировалось на выставке в музее на Мойке.

Было и признание. Организационный комитет XII Московской международной книжной ярмарки назвал книгу одним из лучших изданий к 200-летию А.С. Пушкина. Ее заметили не только в России, но и в Германии, куда она попала на книжную ярмарку во Франкурте-на-Майне; и в Китае: иллюстрация из нового издания уже опубликована в книге известного китайского филолога, художника Гао Мана «Тропа к Святогорску». <...>

Юрий Михайлович Игнатьев – художник, явно почитающий идеи «Мира искусства», стремящийся войти в русло и образную ткань, присущую «мирискуссникам». Образы уже первого издания очень лиричны, музыкальны. Художник рвется к цвету, он ищет колорит. В книге есть очень привлекательные, близкие сердцу мотивы. Поиски, эксперименты молодого автора интересны и достойны похвалы. <...> Художник учился, подражал, прислушивался к лучшим графикам. Прислушивался к Пушкину, «напитывался» им.

Иллюстрации ко второму изданию музыкальны, пронизаны светом и воздухом. Ярче, чем в первой книге, обозначен образ Петербурга. Эрмитаж, Летний сад, театр… Появляется особый стиль, цветность, пространственность, легкость - изящный классический образ пушкинского Петербурга. Художник уловил это. И в этом его большая удача и заслуга. <...>

Е.Н. Севастьянова. "Евгений Онегин":
графические комментарии к роману /
Михайловская пушкиниана, вып. 41.
Сельцо Михайловское – Псков. 2006. С. 74 – 79.


На выставке представлены иллюстрации Ю.М. Игнатьева к произведениям А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама» из фондов Пушкинского Заповедника. Работы выполнены в технике акварель; тушь; тушь, акварель; тушь, белила; тушь, акварель, белила. Отдельные работы любезно предоставлены хранителем наследия Ю.М. Игнатьева И.З. Игнатьевой. Выставка приурочена к 80-летию со дня рождения художника.