Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ПОЛОТНЯНЫЙ ЗАВОД. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»

Выставка к 300-летию Полотняно-заводской бумажной мануфактуры из фондов Пушкинского Заповедника


Усадьба – хранительница памяти, колыбель великой русской литературы и философской мысли, хранительница собраний художественных произведений и книжных памятников, средоточие семейных ценностей, семейных архивов, источник художественного вдохновения. Особое место в истории русской культуры принадлежит усадьбам, связанным с именем А. С. Пушкина. В их ряду - Михайловское, Тригорское и Петровское Псковской губернии, Болдино, Полотняный Завод…

К трехсотлетию поселка Полотняный Завод в Мемориальном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике «Полотняный Завод» открывается выставка из фондов Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское», представляющая уникальные материалы по истории мемориальной усадьбы Гончаровых. В состав экспозиции вошли редкие издания первой половины XIX в. - начала ХХ вв., оригинальная графика 1930-х гг., а также портреты А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой, авторства известного художника П. П. Оссовского (1925-2015).

«Среди немногих уцелевших барских гнезд, еще полных отзвуками былого, одно не из последних мест занимает майоратное имение Гончаровых, в Медынском уезде Калужской области». Этими словами начинается очерк художника А. В. Средина (1872 – 1934), опубликованный в журнале «Старые годы» 1910 года за июль – сентябрь.

Журнал «Старые годы» выходил в Петербурге в 1907 – 1916 гг. и сейчас принадлежит к классике отечественного искусствознания. В воспоминаниях редактора-издателя журнала Петра Петровича Вейнера (1879 – 1931) о выпуске за июль – сентябрь 1910 г. находим: «Усадебный № особенно послужил к популярности «Старых годов» и возбудил к ним интерес. (У антикваров он, а с ним вместе и весь 1910 г. получил чрезвычайную цену). Составлению этого выпуска предшествовала своего рода экспедиция – объезд всех там упоминаемых усадеб совместно Врангелем и Трубниковым (отчасти с Маковским) в сопровождении фотографа Николаевского (другие сотрудники ездили отдельно); на это положена была большая часть лета 1909 г.».

О жизни и творчестве А. В. Средина - художника, страстно увлеченного миром русской усадьбы, сопричастного пушкинской теме, известно из статьи С. А. Сидорова «Звездный час Александра Средина» (1998): «Вряд ли предполагал московский художник Александр Валентинович Средин, что его поездка в 1907 - 1909 годах в усадьбу Гончаровых Полотняный Завод обернется нежданным «звездным часом» всей его жизни, что именно она оставит его имя в летописи отечественной культуры. Приехал он по приглашению владельцев имения, чтобы написать его интерьеры. Потом увлекся историей усадьбы, былями ее и загадками. Особенно связанными с пребыванием здесь Пушкина. Засел за изучение семейного архива Гончаровых. И - о, неожиданная удача! - отыскал неизвестное даже для тогдашних хозяев имения письмо Пушкина, направленное 25 апреля 1831 года деду Натальи Николаевны Гончаровой - Афанасию Николаевичу. Впервые опубликовал его в журнале «Старые годы» за июль-сентябрь 1910 года в своей статье, посвященной Полотняному Заводу. Письмо сразу вошло в обязательную пушкиниану и ныне широко известно. Учитывая трагическую судьбу архива Гончаровых в Полотняном Заводе после 1917 года, можно утверждать, что Средин спас его от неминуемой гибели. В статье также впервые и весьма подробно рассказал Средин о посещении гончаровского дома великим поэтом, об исторических, художественных, книжных и архивных его богатствах. И - какая ирония судьбы! - именно эта статья и приведенное в ней письмо Пушкина, а не его творчество, принесли ему много лет спустя признательность потомков. Теперь ни один ученый, литератор или журналист, занимающийся Полотняным Заводом, не может обойтись без цитаты из статьи Средина».

Отдельный оттиск из журнала с дарственной надписью автора неустановленному лицу - "Володе на память о / солнечныхъ дняхъ въ / Полотняномъ летомъ / 1909 г." - представлен на выставке. Статья А. В. Средина сопровождается фотографиями сохранившихся к тому времени интерьеров и отдельных предметов из гончаровского дома. Пересъемка с фотографий, являющихся ценнейшим материалом по иконографии усадьбы, дополненная цитатами из очерка, вошла в состав выставки.

Рассказ об истории усадьбы продолжают графические произведения И. П. Бабкина, датированные автором 1934 – 1936 гг. Камерные работы, выполненные графитным и цветным карандашом, представляют натурные зарисовки мемориального парка и окрестностей, а также набросок главного входа в усадебный дом. Следует отметить, что интерес художников к пушкинским местам в преддверии столетия со дня смерти поэта в 1937 г. был высок. Нередко для фиксации состояния пейзажей и мемориальных построек художники направлялись в творческие командировки. В статье М. Д. Беляева «Отражение юбилея Пушкина в изобразительном искусстве» (1941) отмечается, что «значительный след в изобразительном искусстве оставили и два имения Гончаровых – Полотняный Завод и Ярополец. Гораздо более затейливые, почти роскошные постройки, чем поместье средней руки – Болдино, или тем более крохотное именьице, почти хуторок – Михайловское, обе эти усадьбы Гончаровых привлекали художников не только окружающей их природой, но и архитектурой построек». К периоду 1930-х гг. относятся работы художников Б. Рыбченкова, В. Власова, Ю. Малевского, И. Пушкарева, Л. Булочко с видами Полотняного Завода. Графические листы И. П. Бабкина, представленные на выставке, являются прекрасным образцом итогов творческих поездок по пушкинским местам в 30-х гг. ХХ в.

Особое место в составе экспозиции занимает пятый том сочинений Д. Байрона, изданного в Париже в 1822-1825 гг. - один из томов издания сочинений, присланного А. П. Керн А. С. Пушкину в Михайловское из Риги в конце 1825 г. Керн в «Воспоминаниях о Пушкине» отметит: «Через несколько месяцев я переехала в Петербург и, уезжая из Риги, послала ему последнее издание Байрона, о котором он так давно хлопотал, и получила еще одно письмо, чуть ли не самое любезное из всех прочих, так он был признателен за Байрона!». На первой странице обложки тома, у верхнего края есть владельческая надпись, выполненная орешковыми чернилами: "B - onne C. de Heeckeren" («Баронесса К. де Геккерен»). Баронесса К. де Геккерен – Е. Н. Геккерен, ур. Гончарова, которой суждено было, как пишет А. В. Средин, «заключить столь несчастный брак с бар. Жоржем де Геккерен» . В составе библиотеки А. С. Пушкина в Пушкинском Доме указанное собрание сочинений отсутствует. Возможно, что восьмитомное собрание сочинений Байрона в переводе на французский язык перешло к Е. Н. Гончаровой, в замужестве Геккерн.

Дарья Плотникова,
главный хранитель музейных предметов





100-150 (дети до 16 лет бесплатно)

31 марта - 3 мая 2018 г.

Музей-заповедник «Полотняный Завод» (Калужская обл, Дзержинский р-н, п Полотняный Завод, ул Трудовая, д 1А)

09.30 - 18.00

Выходной день: понедельник

6+





Дата создания: 29.03.2018 12:30
Дата обновления: 29.03.2018 12:30