Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

ИЗ ИСТОРИИ ДОБРОХОТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

О доброхотах из Ивано-Франковска

Студенты из Ивано-Франковска принимают участие в доброхотском движении с 1988 года. Формирование отряда происходит на базе кафедры русского языка Национального Прикарпатского университета имени В. Стефаника. На сегодня это 25 экспедиция, в которой принимают участие уже повзрослевшие дети первых доброхотов.

Постоянным руководителем научной практики является преподаватель университета профессор Мельник Ярослав Григорьевич. Он начинал работу в Михайловском будучи ассистентом кафедры русского языка Национального Прикарпатского университета им. В. Стефаника, продолжил доцентом кафедры славянских языков. В настоящее время Ярослав Григорьевич закончил докторантуру и работает на кафедре общего и германского языкознания. В 2011 году он был награжден медалью Министерства образования Украины, ему присвоено звание «отличник высшего образования». У истоков многих экспедиций в Пушкиногорье стояли: Тиминский Иван, Тереховская Алена, Грибович Анна, Пилипонюк Екатерина, Мельник Александр.

В ходе экспедиций студенты проходят постоянную фольклорно-этнографическую практику, изучают обычаи, обряды, обиходный говор псковских деревень, накапливают научный материал, необходимый университету и сотрудникам заповедника.

В 2009 году студенты участвовали в совместном проекте с сотрудниками Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева и Пушкинского Заповедника, целью которого было проведение научно-исследовательских работ по выявлению микротопонимов. Они делали опрос местных жителей в районе музейных усадеб Пушкинского Заповедника: «Тригорское», «Михайловское» и «Петровское». Выявляли и наносили на карту десятки новых названий полей и лесов, заливов и ручейков – топонимов, крайне важных для работ по изучению и сохранению объектов культурного и природного наследия, записывали старинные легенды и обряды.

За 25-летний стаж сотрудничества студенты, помимо научной работы, выполнили ряд практических работ по сохранению и реставрации памятных мест. Ими построена ограда исторического погоста в д. Воронич и часовня, там же реконструирован фундамент Воскресенской церкви. Отреставрирована часовня на Савкиной Горке, устроена дамба на пруду музея-усадьбы «Михайловское», выполнен ряд ремонтных работ на многочисленных музейных постройках. Студенты за десять лет построили, восстановили и отремонтировали несколько сотен метров пешеходных мостиков. И это далеко не полный перечень работ. Ребята так же пропалывали газоны, убирали мусор и валежник, работали на сенокосе. В течение нескольких сезонов иванофранковцы участвовали в Псковской областной археологической экспедиции. Ими внесен значительный вклад в работы по реконструкции церкви Святого Великомученика Георгия на городище Воронич. «География» добрых деяний студентов простирается – от усадьбы Воскресенское до усадьбы Голубово.

Летние экспедиции отряда это еще и веселый содержательный отдых – постановка спектаклей и выступление с концертами, футбольные и волейбольные матчи, встречи с друзьями из других отрядов и друзьями - пушкиногорцами. Итоговый опыт своего труда и досуга, научных исследований отряд представляет в фотовыставках, видеофильмах, в докладах на Международных научных доброхотских конференциях.



О Марке Баринове. Доброхоты из Москвы (ЦДРИ)

На протяжении 8 лет, с 1976 года в заповеднике активно работал отряд доброхотов из Москвы. Возглавлял этот отряд Марк Михайлович Баринов. Деяния его и ребят, приезжавших в заповедник, разнообразны и значительны, а сам Марк Михайлович личность неординарная. Морской офицер, яхтсмен, журналист, путешественник, «капитан доброхотов», а в последние годы жизни — директор Государственного музея А. С. Пушкина в Москве. Имя его занимает почетное место в истории доброхотства.

Марк Михайлович Баринов родился 6 января 1925 года, в городе Баку, в семье Михаила Васельевича Баринова - видного инженера-нефтяника. Его мать, Зинаида Феофановна Баринова, урожденная Лехницкая, оперная певица. Отца Марка Михайловича перевели по службе в Москву, на руководящую работу, а с ним переехала и семья. 1937 год стал трагическим для семьи Бариновых, в период массовых репрессий родители Марка Баринова были арестованы, отец расстрелян, мать заключена в лагерь. Марку Михайловичу тогда было 12 лет.

Будучи подростком Марк Баринов посещал театральную студию Валерии Нольде, которой фактически руководил писатель — пушкинист Викентий Викентьевич Вересаев, чьи беседы о жизни и творчестве А. С. Пушкина занимали большое место в студийных занятиях.

Марк Михайлович участник Великой Отечественной войны. Со школьной скамьи он ушел добровольцем на фронт. Был тяжело контужен под Москвой. После лечения и учебы в военно-морском училище служил на Северном флоте, военно-морскую службу продолжил после войны. Вышел в отставку капитаном третьего ранга.

Дальнейшую жизнь посвятил литературной работе (драматургия, журналистика) и педагогике. С начала 70-х годов Марк Баринов стал руководителем морского кружка «Голубой патруль» в 19-ом интернате Черемушкинского района Москвы. Одновременно работает руководителем клуба старшеклассников «Встреча с будущим» при Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) - будущим отрядом доброхотов в Михайловском.

Как журналист, осенью 1974 года от редакции журнала «Огонёк» Марк Баринов командирован в Михайловское. Результатом командировки стали: большой очерк о Заповеднике, о Михайловском, о Семёне Степановиче Гейченко, тогда впервые в печати названным «Домовым» Михайловского. Завязалась на долгие годы, до конца жизни, дружба с заповедником, с С. С. Гейченко.

Спустя два года, в 1976 году Марк Михайлович впервые привозит в Михайловское свой отряд доброхотов из ЦДРИ. Приезд этот явился продолжением его работы в клубе с целью воспитания нравственных, этических, эстетических, физических и других личностных качеств членов клуба. Результаты превзошли все ожидания (у ребят, конечно) и поездки стали регулярными. После смерти Марка Михайловича некоторые его воспитанники из ЦДРИ многие годы самостоятельно приезжали в Михайловское и работали там, где это было необходимо. Наиболее значимые дела «бариновцев»: поднятие четырнадцати колоколов в Святогорском монастыре (в том числе - большого двухтонного колокола) в 1978 г.; помощь при постройке Михайловской часовни в начале еловой аллеи в 1979 г.; возведение грота в парке Михайловского в 1980 г. Кроме этих дел — патрулирование в праздничные майские и июньские дни, чистка территорий заповедника от валежника и бурелома.

Всю свою жизнь Марк Михайлович сознательно работал над собой как личностью. Рос как воспитатель, как Учитель. Плоды его интеллектуальной педагогической деятельности актуальны и сегодня, а в те времена были просто передовыми. Главная задача в воспитании детей, считал Марк Михайлович, формирование понятия «стратегическое мышление», развитие человека не только как гражданина, но и как личности. Для достижения этого им выработаны тезисы для воспитателей:
1) Не допускать у детей потребительского отношения к жизни.
2) Развивать в человеке творческое отношение к жизни.
3) В беседах с детьми добиваться равного диалога, искреннего, без позиции старшинства и силы.
4) Нет бездарных учеников, есть бездарные учителя.
5) Учиться любить всех детей, как своих собственных.
6) Первостепенное обучение детей искусству владеть собой (сила воли) и искусству общения с людьми.
7) Ранняя профессиональная ориентация.

Кроме паломничества в Михайловское, Марк Михайлович со своими воспитанниками совершал многодневные походы: из Москвы в Горький, из Москвы в Новгород. В конце 1960-х годов организовал комплексную научную экспедицию на озеро Светлояр. В 1970-е годы проводил экспедиции на озеро Ильмень — изучал суда и водные пути древних новгородцев. В 1980-х годах организовал экспедицию «Высокая вода». Цель — поиск следов древнего водного пути из Пскова в Новгород.

Скончался Марк Михайлович в Москве 13 декабря 1984 года. Похоронен М. М. Баринов в Пушкинских Горах на кладбище у Казанской церкви на Тимофеевой горке.



О движении доброхотов тямшанской средней школы

Движение доброхотов имеет свою многолетнюю историю и на Псковской земле. В 2005 году исполнилось 26 лет, с того времени, когда доброхоты из Тямшанской среднеобразовательной школы стали организованно приезжать трудиться в заповедник. Одним из основателей этого массового порыва была Смирнова Эльза Валентиновна. С 1970 по 1988 год она работала директором Псковской областной станции туристов. А с 1988 года работала в Доме пионеров Псковского района, где занималась поисково-исследовательской и краеведческой работой со школьниками. Пропаганда творчества А. С. Пушкина была одним из направлений ее деятельности. От Эльзы Валентиновны мы узнали, что первый трудовой десант школьников состоялся в 1979 году во время областного учебного сбора. Они выполняли сложную работу, связанную с разборкой баньки на территории Михайловского. Пример им подавал сам С. С. Гейченко. Без лишних слов он воодушевлял ребят на труд.

С 1979 года многие участники первого трудового десанта, по просьбе Семена Степановича, стали привозить ребят из своих школ в Пушкиногорье в разные времена года. В один день в десантах могло участвовать до 200 школьников из многих районов Псковской области. Тямшанским школьникам очень повезло, потому что на протяжении многих лет Э. В. Смирнова была вдохновителем пушкинской работы. Это о ней писал С. С. Гейченко в книге «Завет внуку»: «Труд для нее в Михайловском - святое дело. Эту святость она стремится привить всем ребятам, которых привозит сюда уже много лет».

В Тямшанской школе Эльза Валентиновна в 1990 году стала создателем клуба «Друзей Пушкинского Заповедника». При клубе была создана секция доброхотов. На трудовые десанты ездили большими группами (до 60 человек) в разные времена года: осенью, весной и зимой. Возвращаясь в школу, доброхоты отчитывались о проделанной работе: оформляли фотовыставки, делились своими впечатлениями о трудовом десанте на страницах газет «Ленинская искра» и «Пушкинский край», что способствовало развитию доброхотского движения. С каждым разом желающих поехать и потрудиться в Пушкиногорье становилось значительно больше.

С 1995 года начали работать в заповеднике и летом, став постоянными участниками лагерей юных пушкинистов доброхотов. Эти полевые лагеря были созданы по плану подготовки к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. И вновь Э. В. Смирнова выступила организатором. Она руководила секцией детей и юношества общества друзей музея-заповедника.

Уже с первых трудовых десантов, зародилась дружба тямшанской школы и сотрудниками заповедника: Козминым Борисом Михайловичем (в те годы хранителем Петровского), Михаилом Ефимовичем Васильевым (хранителем Святогорского монастыря), Анатолием Ивановичем Давыдовым (бывшим хранителем Тригорского).

О встречах с такими людьми ребята делились воспоминаниями, которые записывались и хранились в архиве пушкинского клуба. Особенно интересны те, которые рассказывают о встречах с Семеном Степановичем Гейченко. Вот одно из них: « Это было весной 1990 года. Мы приехали в Михайловское на трудовой десант. Работа была очень простая: нужно было убирать прошлогодние листья. Помню, что работали все очень хорошо и дружно. Вот и горбатый мостик, а вот и дом Семена Степановича. Ждем от него указаний. Он появился внезапно, такой высокий, одет был по-домашнему, из-под кепки торчали седые волосы. Лицо строгое, а глаза – лукавые. Все притихли. «Работы много, - говорит Семен Степанович, - некогда отдыхать». И повел нас в сад. Время за работой быстро прошло, вот и полдень, жарко стало. Семен Степанович снова пришел, не хвалил, но приказал сесть вокруг него и начал рассказывать…о Пушкине. Прошло более 10 лет с той памятной встречи. Я окончила институт, а встреча с таким человеком не забывается» (из воспоминаний Шиповой Иры, выпускницы 1997 года).

К 100-летию со дня рождения С.С. Гейченко была оформлена выставка фотографий о первых школьных трудовых десантах. На черно-белых снимках можно было увидеть, как ребята трудятся, как общаются с Семеном Степановичем.

Из воспоминаний Эльзы Валентиновны: «После каждой встречи с юными доброхотами нашей школы Семен Степанович дарил им сувениры и очень любил угощать хорошими конфетами. Счастливчикам удалось побывать в его сказочном доме, на дверях которого висела табличка со словами «Это не музей, а квартира». Последние доброхоты побывали по приглашению больного Семена Степановича в мае 1993 года. В память о той встрече остались сувениры с его автографами».

Из воспоминаний Лаптиевой Риты, 1992 год: «Был воскресный день, и поэтому в Михайловском было много экскурсантов. Казалось, что многие завидуют тому, что мы работаем в этих заповедных, священных местах. А наградой за наш труд была экскурсия по дому-музею А. С. Пушкина. С каким вдохновением и любовью провел ее для нас С. С. Гейченко. Даже наши мальчишки-непоседы, такие шумливые, слушали, раскрыв рты».

Семен Степанович Гейченко дважды бывал в тямшанской школе в 1989 г. и в 1991 г. В апреле 1990 года в школе побывала целая группа гостей, в числе которых были: Вера Владимировна Герасимова (хранитель Михайловского), Михаил Ефимович Васильев (заведующий историко-краеведческим отделом), Владимир Федорович и Татьяна Михайловна Рожновы и другие. В январе 1997 года Борис Михайлович Козмин приезжал на встречу со своими художественными работами. Фойе школы тогда превратилось в выставочный зал картин с зимними пейзажами Петровского.

Каждая встреча была пропитана атмосферой доброжелательности, все получали удовольствие от общения.

Сотрудники заповедника никогда не приезжали без книг. С. С. Гейченко подарил школе небольшую библиотечку книг о Пушкине с дарственными надписями. Эти книги стали частью пушкинской библиотеки, начало которой положили первые доброхоты. С легкой руки Эльзы Валентиновны зародилась традиция – после каждой поездки в Пушкинские Горы привозить книгу в подарок библиотеке. До сих пор в школе ежегодно в рамках пушкинского месячника проходит акция «Дарю книгу», в ходе которой ребята, учителя, гости школы дарят книги о Пушкине, его друзьях, о пушкинских местах.

После первых трудовых десантов в тямшанской школе, помимо появления пушкинского клуба, возникли идеи оформления пушкинского кабинета, создана пушкинская библиотека, зимой стали проводиться пушкинские месячники. Уже давно окончили школу те ребята, которые общались с С. С. Гейченко, сохраняется об этом удивительном времени. К сожалению, с уходом энтузиастов, людей увлеченных доброхотством, не произошла передача преемственности, и с 2005 года прервалась традиция приездов отрядов из Тямшанской средней общеобразовательной школы в Пушкинский Заповедник. Но не прервалась дружба с Тямшанской гимназией: каждый год ее ученики задействованы в мероприятиях, посвященных Дню памяти А. С. Пушкина, а сотрудники заповедника с пушкинскими уроками приезжают в Тямшанскую гимназию.



Доброхотство в переписке С. С. Гейченко

Из письма:

«Летом прошлого года вместе с доброхотами работала я в заповеднике - чистила балюстраду в Святогорском монастыре. Для всех нас дни, проведённые в заповеднике - святые дни. Но это не просто память. Пушкин и Михайловское - для нас источник силы, добра, света... От всех моих друзей-доброхотов обращаюсь к Вам, Семён Степанович, с просьбой: передайте, пожалуйста, Александру Сергеевичу Пушкину поздравления с юбилеем. Мы верим, что он живёт на Псковской земле. Низкий поклон Святой пушкинской земле. Семён Степанович, в середине июля у меня отпуск (3 недели). Хотела бы снова работать в заповеднике. Согласна на любую работу, нужную заповеднику. С уважением, доброхот - 83, Раиса Либман, г. Гомель»


Таких интересных писем в архиве С. С. Гейченко очень много. Одни короткие и напористые - «дайте работу!», другие рассказывают о себе, о своем желании приехать; одни наивные, другие трогательные... Как бы то ни было, их объединяет одно - искренняя любовь к А. С. Пушкину, к его творчеству.

Появление доброхотов явилось исторической необходимостью. Большой объем работ по сохранению и восстановлению и огромная территория постоянно требовали рабочих рук. Начиналось доброхотство с безвозмездной помощи людей одиночек, духовно тянущихся к А. С. Пушкину. Поскольку страна у нас огромная, ехать многим приходилось днями, выход был один: чтобы не приехать зря - необходимо списаться с директором и, получив «добро», в путь! Так было почти 30 послевоенных лет.

С. С. Гейченко добросовестно отвечал на все письма просителей поработать (не всегда положительно). Но после урагана 1978 г., когда лес и парки заповедника стали непроходимыми из-за большого количества упавших деревьев, по телевидению Семен Степанович обратился ко всем советским людям с просьбой помочь заповеднику в ликвидации катастрофических последствий. И люди откликнулись...


Отрывки из писем:

«...Я работаю зав. отделом писем в районной газете... Что значит в моей жизни Пушкин, можно говорить много, но, понимая, как Вы заняты, постараюсь быть краткой, напишу о самом главном. Слушая Вас по телевидению в передаче «встречи в концертной студии Останкино, мне послышалось (возможно, я выдаю желаемое за действительность) будто Вы говорили, что музей испытывает «дефицит» рабочих. Поэтому предлагаю свою помощь. Мне 30 лет, я здорова, согласна на любую работу: копать, убирать, мыть, чистить, строить и т.д. Все расходы мои, никаких денег не надо. Единственная помощь - помочь устроиться с жильём. Слово коммуниста - обещаю работать хорошо... Того заряда, который я могла бы получить в Михайловском, хватило бы на долгие годы.
г. Дятьково Брянской обл. 12 микрорайон, общ. ДЗЭП, ком 99.
Семиной Валентине Михайловне. 13.05.84»

На этом же листе в конце письма резюме Семёна Степановича: «Не приезжать в октябре, а только в сентябре!»



«...Здравствуйте, дорогие товарищи. Некоторое время тому назад я обратился с просьбой принять меня на сентябрь в ваш заповедник в качестве подсобника, считая само собой разумеющемся, что работа будет доброхотской. Получил «добро» и, если не ошибаюсь, от Семёна Степановича Гейченко... Предварительные договорённости выполнены и, честное слово, с радостью жду встречи с вами.
С уважением, Игнатьев»



«Здравствуйте, уважаемый Семён Степанович! Пишет Вам студент 5 курса Пермского сельскохозяйственного института... Вынужден Вас побеспокоить с просьбой: примите на работу! Располагаю месячным отпуском (июль) и большим желанием потрудиться у Вас. Согласен на любую работу на любых условиях... Извините за краткость. С уважением, Ковин Андрей Владимирович (30.05.84)»

Ответ А. В. Ковину.

«Уважаемый Андрей Владимирович! Музей Заповедник может принять вас на должность вспомогательного рабочего с 1 июля по 1 августа. Работать будете во многих жанрах, жить в общежитии. С уважением, С. С. Гейченко, директор Пушкинского Заповедника»



«...Я студентка. Сейчас заканчиваю 4 курс пед. института им. А. И. Герцена. Моё самоё большое желание - провести последнее студенческое лето в Пушкинских Горах, чтобы сделать что-нибудь нужное для заповедника. Я могу:
-фотографировать
-немного печатать на машинке
-работать продавцом
-работать метлой и лопатой
-немного шить
-в необходимых случаях проводить экскурсии.
Мне кажется, что я могла бы делать всё, что потребуется... С огромным уважением. Марина»


География подобных писем: Калуга, Запорожье, Гомель, Ленинград, Челябинск, Днепропетровск...


«Уважаемый Семён Степанович. Пишет Вам учитель литературы Клейн Галина Владимировна. Преподаю я в вечерней школе при кулинарном училище... Всё время читаем А. С. Пушкина и вспоминаем Ваши слова о том, что в Михайловском поэт родился второй раз, что здесь он увидел труд человека, ощутил его дух, услышал его песню, его сказания, увидел древние границы всего государства. Как вы очень хорошо говорите - «это всё на него обрушилось». Это помогло ему стать «провидцем» души русского человека... Уже много лет хочется в гости к Пушкину. Вы писали, что в музее-заповеднике каждое лето бывают «добровольцы». Я бы тоже хотела...» (Волгоград)



«Уважаемый товарищ Семён Степанович. К Вам обращается жительница г. Калининграда областного Степанова Надежда Даниловна. Очень мечтаю побывать в гостях у Пушкина!.. С удовольствием могу поработать недели две... Что привести с собой? Наша обл. богата морской рыбой, имеется бумага, так как здесь 4 комбината. Наш край янтарный. Много изделий из янтаря... Очень хочется увидеть своими глазами то, чем жил великий Пушкин, где он ходил, и подышать тем воздухом...»



Или вот такое трогательное заявление:

«Директору музея-заповедника А. С. Пушкина от
приёмщицы-кладовщицы цеха консервации
Волгоградского тракторного завода
Синько Нины Антоновны

Заявление

Прошу Вашего разрешения принять меня на работу бесплатно, на время моего отпуска, в августе месяце с 5-ого по 26-ое техничкой или поработать в саду-парке. Если нет общежития, могу уплатить за частную квартиру и за питание. Возраст 58 лет, пенсионерка, работаю на ВГТЗ с 1950г. Самостоятельная, чистоплотная женщина, образование 7 кл. Если можно приехать, сообщите какие нужны документы и как доехать самолётом, поездом. Может быть, это не скромно с моей стороны, но я хочу написать какие я читала книги об А. С. Пушкине. Юрия Тынянова, И. А. Новикова, Марии Марич, Агнии Кузнецовой о жене А. С. Пушкина. Мне очень хочется побывать и поработать в Михайловском.
03.07.84 г. Синько»



«Здравствуйте. Пишет вам студентка Ивано-франковского института им В. Стефаника Чуланова Наташа, отделение русского языка и литературы. И мне как будущему литературоведу было бы интересно побывать в Михайловском. Напишите какие условия (это для родителей) пребывания (где жить и пр.) 06.03.84 г.»

Ответ Семёна Степановича:

«Уважаемая товарищ Н. В. Чуланова! Отвечаю на Ваше письмо от 06.03.84 г. Приехать к нам, чтобы поработать доброхотом в июле сего года Вы можете. Условия у нас суровые, т. е. бесплатно, ежедневно с 9 до 17 часов работать в парках и садах, лесах и рощах. Об окончательном Вашем решении пишите мне за неделю до приезда сюда. С уважением, С. Гейченко. Директор Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина»


«Уважаемый Семён Степанович. Это пишет Вам Сусликов Александр. Я очень хочу поработать у Вас в Пушкинском Заповеднике. Я занимаюсь спортом в школе Олимпийского резерва. Я это пишу для того, чтобы сказать Вам, что у меня есть закалка для физической работы... 07.05.83 г.»



«Телеграмма. Уведомление. Михайловское. С. С. Гейченко. Администрация 27 ср. шк. г. Ленинграда с углублённым изучением литературы и истории просит подтвердить согласие о приёме группы учащихся на работу в Заповеднике 15 июня - 1 июля. Состав группы: 20 учеников, 2-е учителей. Директор школы Э. А. Аговелов»


И вот уже просматривается тенденция - если есть организованная группа, и она едет на 10-20 дней, то отказов практически не бывает. И наоборот, работникам одиночкам теперь не хватает мест для проживания (а это главное, что просят у администрации доброхоты), и им всё чаще приходится отказывать. В дальнейшие годы количество желающих посетить заповедник и поработать во имя А. С. Пушкина увеличивается лавинообразно. Не только Семён Степанович ни в силах ответить всем корреспондентам, но и 2-3 сотрудника, выделенных на это дело не в состоянии физически ответить всем.

В 2003 году в штате заповедника появляются должности специалистов по работе с доброхотами. Начался систематический учет групп, организация досуга, приезжающих, сбор документации по проделанной работе. Заблаговременная переписка, планирование приезда и размещение групп. Педагогическая направленность работы с детьми становиться на один уровень с непосредственно работой физической, её количеством и качеством. Хотя, мы знаем, четкую границу здесь проводить бессмысленно (одно перетекает в другое).

Развивается связь между заповедником и командирами отрядов. Как результат - доброхотские конференции, стационарные палаточные лагеря с охраной, полезный и интересный, познавательный и весёлый досуг, обмен опытом.

Доброхотство не стоит на месте, оно всё время в развитии. И это развитие, прежде всего, мы видим во взаимодействии.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

«...Готова выполнить любую работу. Могу приехать на июнь, июль, август месяц. Ответьте, пожалуйста, насколько это реально... И каков бы ни был Ваш ответ, я всё равно приеду! Раиса Николаевна Соколова, г. Москва»

Вот такие письма приходили когда-то в Пушкинский Заповедник.


Материал подготовил Д. М. Курманаевский
(Из архива Пушкинского Заповедника)









Дата создания: 24.04.2018 12:30
Дата обновления: 24.04.2018 12:30